Автомобиль BMW Isetta 250

Автомобиль BMW Isetta 250
Автомобиль BMW Isetta 250

Isetta — автомобиль особо малого класса, выпускавшийся в послевоенное время. Isetta был одним из самых успешных микроавтомобилей, производившихся в период после Второй мировой войны в годы, когда дешёвый транспорт на коротких расстояниях являлся наиболее необходимым.

Автомобиль BMW Isetta 250
Автомобиль BMW Isetta 250

Автомобиль BMW Isetta 250 — немцы называли его «катящимся яйцом», бразильцы, конечно же, — «футбольным мячом», а французские фантазеры увидели в машине кувшин с йогуртом.

Ироничные прозвища машине придумывали кто во что горазд. Появись «Изетта» у нас, её, вероятно, прозвали бы «колобком». Этого, конечно, быть не могло — иномаркам, даже столь демократичным, в СССР не было места. Но во всём мире, несмотря на смешные клички, автомобильчик покупали очень охотно, а знаменитой баварской фирме он просто помог выжить.

Автомобиль BMW Isetta 250
Автомобиль BMW Isetta 250

Сейчас трудно поверить, что мощный ныне концерн в первой половине 1950-х стоял на грани банкротства, а над ним нависла грозная тень компании «Даймлер-Бенц». Успей она купить мюнхенскую фирму, завод, вероятно, переориентировали бы на выпуск одной из моделей с трёхлучевой звездой.

А что беречь-то? Спрос на мотоциклы к середине 1950-х резко упал. Что касается автомобилей, БМВ делал солидную, комфортную, по-своему элегантную модель 502, знаменитый «барочный ангел» — дорогую и не имевшую большого спроса. Вдобавок руководство компании не придумало ничего лучше, чем разбавить модельный ряд ещё более мощными версиями седана и добавить туда дорогущие купе и кабриолеты. Которые тоже не поспособствовали процветанию фирмы.

Автомобиль BMW Isetta 250
Автомобиль BMW Isetta 250

В думах о судьбах родной компании бродил по стендам Женевского международного автосалона в 1954-м инженер Эберхард Вольф, пока не набрёл на детище итальянской компании «Изо». Лишь через десять лет эта фирма Ренцо Ривольты удивит мир мощнейшими спорткупе, а тогда была известна в узких кругах мотоциклами, — но в 1953-м построила чудной четырёхколёсный кругляш с одноцилиндровым мотором и уменьшительным именем «Изетта». Вольфу не отказать в смелости: прикинув себестоимость этого «яйца», он предложил руководству БМВ организовать производство. Начальство внезапно согласилось. Причём лицензию у итальянцев купили, даже особо не изучив машину. А в 1955-м начали её серийный выпуск. Терять-то уже было нечего.

Автомобиль BMW Isetta 250
Автомобиль BMW Isetta 250

Усевшись, надо бы закрыть дверь, а это вовсе не просто. Лучше попросить кого-нибудь из идущих мимо по тротуару (одна из прелестей этой машины — возможность парковаться к бордюру дверью). Желающие помочь наверняка найдутся: каждому охота прикоснуться к этому чуду автомобильной техники.

База — полтора метра, передняя колея — 1200 мм, а задняя… 520 мм. И всё-таки четыре колеса лучше трёх, как у многих мотоколясок 1950-х. Машина поустойчивее, но живёт, разумеется, только на хороших дорогах. Малейшая колея для неё практически непреодолима.

Кажется, в этой штуковине можно крутиться на месте… Но впечатление обманчиво. Впрочем, радиус разворота действительно меньше, чем у обычных автомобилей, — 4,2 метра. О, здесь, в отличие от иных мотоколясок, нормальный автомобильный, а не последовательный, как у мотоциклов, алгоритм переключения передач! Но радоваться рано. И дело даже не в самой привычной схеме — к ней-то как раз быстро приспособился. А вот чёткость переключения та ещё! Педаль сцепления отпускаю неуверенно: попал ли туда, куда собирался?

Автомобиль BMW Isetta 250
Автомобиль BMW Isetta 250

Трескучий моторчик одноцилиндровый, но четырёхтактный, в нём героические 12 сил (отнюдь не мало для подобных машин тех лет, даже на cитроеновском «Де шво» поначалу, кстати, было всего-то 9 л.с.). «Изетта» требует частого переключения передач. Чуть замешкался — ехать категорически отказывается. Но покупателям, разумеется, важнее был расход топлива: в заводских данных значилось 5,8 л на сотню. По нынешним меркам для двухместной 12-сильной машины — очень много. Для 1950-х — завидно мало.

Количество колёс, коробка передач да и ощущения водителя делали «Изетту» самой автомобильной конструкцией в многочисленной армии мотоколясок 1950-х. Тут даже гидравлические тормоза! Правда, лишь на задних колёсах, но этого вполне хватает.

Автомобиль BMW Isetta 250
Автомобиль BMW Isetta 250

Машина, словно теннисный мячик, подпрыгивает на неровностях. Так она ездила по брусчатке, которой немало в старых европейских городах. А «Изетты» ведь колесили по очень многим из них.

Легковой автомобиль Volkswagen Käfer ([ˈkɛːfɐ]; Käfer в переводе с нем. - «Жук»). Модель 1303 Limousine
Легковой автомобиль Volkswagen Käfer ([ˈkɛːfɐ]; Käfer в переводе с нем. — «Жук»). Модель 1303 Limousine

В 1955 году стандартная «Изетта 250» стоила в Германии 2580 марок, почти в два раза дешевле знаменитого «Жука». Правда, этот БМВ, быстро ставший самым популярным автомобилем марки, предлагал всего два места и 85 км/ч максималки. Зато помимо крыши над головой в нём было даже некое подобие печки: мотор воздушного охлаждения гнал тёплый воздух в так называемый салон.

Автомобиль BMW Isetta 250
Автомобиль BMW Isetta 250

На родине, в Италии, «Изетту» выпускали всего два года — до 1955 года, когда немецкая карьера машины только начиналась. Именно из Германии автомобиль разошёлся по миру — в экспортных версиях и лицензионного производства: «БМВ-Изетта» делали в Великобритании, во Франции (под именем «Велам»), в Бразилии («Реми»). Испанцы, купив лицензию ещё у итальянцев, выпускали даже грузовички «Изо-Аутокарро». В Германии такой вариант тоже существовал, но только в виде прототипа. «Изетты» попали даже в США! А одна на рубеже 1970-х ездила по Москве, куда проникла неведомыми путями. И разумеется, собирала толпы любопытных. В 1980-х след её затерялся.

Развивая успех, мюнхенская компания выпустила версию с 13-сильным двигателем объёмом 0,3 л. А потом предложила даже семейный вариант с двумя рядами сидений — БМВ-600 с мотором 0,6 л и скоростью до 100 км/ч. На задний диван садились, войдя в единственную правую дверь, вперёд — через прежнюю, словно заимствованную у холодильника. Однако эта модификация, заметно более дорогая, оказалась менее популярной.

Своими 10-дюймовыми колёсиками, «Изетта» переехала из послевоенных 1950-х в куда более сытые 1960-е. Она по-прежнему выручала тех, кто пересел в неё с мотоцикла и рад был хотя бы спастись от непогоды. Мюнхенской же компании малышка дала возможность не только выжить, но и подготовить к производству совсем другую модель, выведшую БМВ на новый уровень.

Многие рачительные хозяева «Изетт», даже купившие иные, куда более совершенные автомобили, не торопились расставаться с кругляшами — оставляли их для души.

Автомобиль BMW Isetta 250
Автомобиль BMW Isetta 250

В Германии БМВ строил «Изетты» в 1955-1963 гг. с одноцилиндровыми моторами 0,25 и 0,3 л (12 и 13 л.с. соответственно) и 4-ступенчатой коробкой передач. В 1957-1959 гг. выпускали также версию 600 с 2-цилиндровым двигателем в 19,5 л.с. Всего в Германии собрали 161 728 автомобилей. Во Франции сделали 5512 авто под именем «Велам», в Бразилии — 3150 экземпляров модели «Реми», около 30 000 машин изготовили в Великобритании.