Авиаконструктор Михаил Петрович Симонов

Мемориальная доска на фасаде дома (Конаковский проезд, дом 8, корпус 2), где жил выдающийся авиаконструктор Михаил Петрович Симонов
Мемориальная доска на фасаде дома (Конаковский проезд, дом 8, корпус 2), где жил выдающийся авиаконструктор Михаил Петрович Симонов

Легендарный авиаконструктор Михаил Петрович Симонов ушёл из жизни 4 марта 2011 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Фронтовой бомбардировщик Су-24М
Фронтовой бомбардировщик Су-24М

Михаил Симонов с 1983 года возглавлял ОКБ Сухого. Он запустил в жизнь бомбардировщик Су-24 и стал «отцом» для целого семейства истребителей четвёртого поколения Су-27. Под руководством М.П. Симонова была создана современная школа сверхманевренных боевых самолётов, а суховское ОКБ пережило 1990-е и осталось в авангарде мирового самолётостроения. В 2014 году казанскому ОКБ «Сокол», с которым конструктор не терял связи до конца жизни, было присвоено его имя.

С конца 1960-х годов начинается стремительный рост карьеры Михаила Петровича Симонова. Успехи конструктора заметил министр авиационной промышленности СССР Пётр Васильевич Дементьев, и М.П. Симонова в течение года переводят сначала в Долгопрудненское КБ автоматики, затем в Ухтомский филиал Московского машиностроительного завода и после этого — на должность заместителя главного конструктора в ОКБ Павла Осиповича Сухого.

Первым проектом М.П. Симонова на новом месте стали испытания и доводка тактического фронтового бомбардировщика Су-24 (заводской шифр Т-6). Это был прорывной самолёт с изменяемой стреловидностью крыла, впервые в отечественной практике снабжённый бортовой цифровой вычислительной машиной, который мог в любую погоду совершать полёты в автоматическом режиме на малых высотах с огибанием рельефа местности. Су-24 создавался как ответ на американский бомбардировщик F-111.

Фронтовой бомбардировщик Су-24М
Фронтовой бомбардировщик Су-24М

Назначение нового сотрудника на столь сложный проект сначала вызвало вопросы у коллектива ОКБ, но Михаил Симонов быстро завоевал доверие своим профессионализмом и личными качествами. Несмотря на трудности, испытания и доработки Су-24 были закончены успешно, и в 1975 году уникальный самолёт поступает на вооружение. За эту работу М.П. Симонов получает Ленинскую премию. Су-24 выпускался до начала 1990-х годов, и всего было построено около 1400 самолётов этого типа.

Штурмовик Су-25СМ3
Штурмовик Су-25СМ3

С 1970 по 1979 год Михаил Петрович Симонов руководил лётными испытаниями и доводкой штурмовика Су-25.

Герой Советского Союза, лётчик-испытатель А.С. Бежевец так вспоминал время работы с М.П. Симоновым: «Руководя испытаниями, Михаил Петрович работал без шума и суеты, разбирался во всех, казалось бы, неразрешимых проблемах. Его вдумчивый творческий подход к решению любого вопроса импонировал всем».

Всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель Су-27
Всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель Су-27

В 1976 году М.П. Симонов становится главным конструктором истребителя четвёртого поколения Су-27 (заводской шифр Т-10), разработка которого велась с конца 1960-х. Самолёт задумывался как единый для ВВС и авиации войск ПВО истребитель завоевания господства в воздухе и должен был стать прямым конкурентом новейшего американского истребителя F-15. В 1977 году на испытания вышел первый опытный образец Т-10, и было начато производство установочной партии. Однако к этому моменту выяснилось, что в исходном варианте компоновки Су-27 будет трудно обеспечить заданные высокие тактико-технические характеристики, и по инициативе М.П. Симонова в ОКБ начались работы по проектированию самолёта в существенно доработанном варианте, получившем обозначение Т-10С.

Всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель Су-27 на ВДНХ
Всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель Су-27 на ВДНХ

Основываясь, в частности, на данных испытаний в Сибирском научно-исследовательском институте авиации, конструктор предлагает различные изменения, которые значительно увеличивают маневренность истребителя. Михаил Симонов руководствуется принципом создания абсолютного оружия, используя все возможности для улучшения компоновки самолёта. В 1981 году прототип обновлённого Су-27 поднимается в воздух, однако до принятия его на вооружение прошло ещё несколько лет, которые были посвящены испытаниям и доработкам самолёта.

С 1979-го по 1983 год М.П. Симонов находился в должности замминистра авиационной промышленности по опытному самолётостроению. В 1983 году он возвращается в КБ Сухого на должность генерального конструктора и продолжает совершенствовать Су-27.

Начиная с 1986 года Су-27 ставит более 40 мировых рекордов, заставив серьёзно волноваться зарубежных конкурентов. На авиасалоне в Ле Бурже в 1989 году лётчик-испытатель Виктор Пугачев впервые на публике выполнил «кобру», когда самолёт при динамическом торможении вдруг «замирал» на мгновения, резко задрав нос, и потом не сваливался в штопор, а возвращался в нормальный полёт. Повторить такую фигуру не мог ни один истребитель.

Многоцелевой истребитель Су-30СМ
Многоцелевой истребитель Су-30СМ

Михаил Симонов продолжает разработку семейства Су-27, создаются модификации Су-27УБ, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37. С моделью Су-33, ранее известной как Су-27К (корабельный), связан примечательный момент в истории отечественной авиации: 1 ноября 1989 года Герой Советского Союза Виктор Георгиевич Пугачёв впервые в отечественной практике совершил на этом самолёте  посадку на палубу первого отечественного авианосца «Адмирал Кузнецов».

Спортивно-пилотажный самолёт Су-31МX
Спортивно-пилотажный самолёт Су-31МX

К концу 1980-х престиж ОКБ Сухого в СССР и в мире был на высоте, но государственное финансирование постепенно сокращалось, в 1990-е упав практически до нуля. Ещё на волне перестройки М.П. Симонов задумывается о конверсионной продукции и организует при ОКБ Сухого производство спортивных самолётов. Акробатические модели Су-26, Су-29, Су-31 и сегодня считаются одними из лучших в мире. Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и Российской Федерации по высшему пилотажу завоевала на чемпионатах мира и Европы 330 медалей, в том числе 156 — золотых.

Фронтовой истребитель Су-27СМ3
Фронтовой истребитель Су-27СМ3

Далее в поисках дополнительного финансирования Михаил Петрович одним из первых поднимает вопрос о продаже за рубеж военных самолётов и в 1990 году получает такое разрешение.

Фронтовой истребитель Су-27СМ3
Фронтовой истребитель Су-27СМ3

Экспортные модификации самолётов семейства Су-27, уже успевшие покорить мир на международных выставках, поставляются в Китай, Вьетнам, Индию и другие страны. Это позволило ОКБ Сухого и многим другим предприятиям отрасли удержаться на плаву в непростое время и продолжить развитие.

Истребитель Су-30М2
Истребитель Су-30М2

В рамках индийского контракта на базе исходной спарки самолёта Су-30 был создан новый многоцелевой самолёт Су-30МКИ.

Истребитель Су-30М2
Истребитель Су-30М2

Впервые в мировой практике был установлен двигатель с управляемым вектором тяги и система дистанционного управления в едином контуре управления, позволившие достигнуть сверхманевренности истребителя, широко востребованного на авиационном мировом рынке.

В этом доме с 1988 года по 2011 год жил генеральный конструктор «ОКБ Сухого» Михаил Петрович Симонов (Конаковский проезд, дом 8, корпус 2)
В этом доме с 1988 года по 2011 год жил генеральный конструктор «ОКБ Сухого» Михаил Петрович Симонов (Конаковский проезд, дом 8, корпус 2)

За мужество и героизм, проявленные при создании и испытании современной авиационной техники, в 1999 году Михаилу Симонову было присвоено звание Героя России.

Многоцелевой истребитель Су-35С
Многоцелевой истребитель Су-35С

Конструктор был награжден золотой медалью имени В.Г. Шухова. Имя создателя крылатых супермашин было занесено в Зал славы Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне.

Мемориальная доска установленная на фасаде дома (Конаковский проезд, дом 8, корпус 2), где с 1988 года по 2011 год жил генеральный конструктор «ОКБ Сухого» Михаил Петрович Симонов
Мемориальная доска установленная на фасаде дома (Конаковский проезд, дом 8, корпус 2), где с 1988 года по 2011 год жил генеральный конструктор «ОКБ Сухого» Михаил Петрович Симонов

22 июля 2014 года в Москве в Конаковском проезде, где с 1988 по 2011 годы жил Михаил Петрович Симонов, была открыта мемориальная доска.