Легендарная «трёхтонка»

Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»)
Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»)

ЗИС-5 — один из основных транспортных автомобилей Красной армии во время Великой Отечественной войны, который в войсках уважительно называли «Захар Иванович».

Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»)
Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»)

Прототипом ЗИС-5 стал американский Autocar 5S. Конструкторы завода имени Сталина повысили мощность двигателя и подняли грузоподъёмность до трёх тонн. В то же время было принято решение отказаться от гидравлических тормозов. Однако, как показал опыт Великой Отечественной войны, данное решение было правильным.

Грузовой автомобиль УралЗис-5 выпускался на заводе УралЗИС в 1944-1947 годах (8,5 тысяч в годы Великой Отечественной войны)
Грузовой автомобиль УралЗис-5 выпускался на заводе УралЗИС в 1944-1947 годах (8,5 тысяч в годы Великой Отечественной войны)

За годы Великой Отечественной войны на трёх автозаводах в Москве, Ульяновске и Миассе было выпущено 102 700 грузовиков. При этом всего же в 1934-1948 годах только на московском ЗИСе было выпущено 571 199 автомобилей ЗИС-5.

Грузовой автомобиль ЗИС-5
Грузовой автомобиль ЗИС-5

ЗИС-5 в годы Великой Отечественной войны пользовался большим уважением у бойцов Красной армии.

Грузовой автомобиль ЗИС-5
Грузовой автомобиль ЗИС-5

Этот грузовик в войсках получил прозвище «Захар Иванович». Ни одну другую машину по имени-отчеству не называли.

Грузовой автомобиль ЗИС-5В производства УралЗИС. Завод расположен в городе Миассе Челябинской области
Грузовой автомобиль ЗИС-5В производства УралЗИС. Завод расположен в городе Миассе Челябинской области

ЗИС-5В (временый) выпускался во время войны на трёх заводах СССР. Машина получила облегченную на 124 килограммов кабину из фанеры и дерева («вагонки»).

Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»). Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации (улица Советской Армии, 2)
Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»). Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации (улица Советской Армии, 2)

Крыша кабины изготавливалась из деревянных реек, поверх которых натягивался дерматин.

Крупнокалиберный пулемёт ДШК на грузовом автомобиле ЗИС-5В (Центральный музей Вооружённых Сил)
Крупнокалиберный пулемёт ДШК на грузовом автомобиле ЗИС-5В (Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации (улица Советской Армии, 2)

Крылья были сделаны методом простой гибки из обычного листового проката вместо штампованных с глубокой вытяжкой на довоенной модели, тормоза оставлены только на задних колёсах, бортовая платформа с одним задним откидным бортом и единственная фара (левая). Обод рулевого колеса изготовлялся из дерева. Ряд штампованных деталей заменялся более дешёвыми литыми из чугуна.

Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»)
Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»)

Машина имела высокую ремонтопригодность, ведь перебирать ходовую часть зачастую приходилось в полевых условиях.

На базе ЗИС-5, а если быть точнее, его трёхосной версии ЗИС-6,  была создана боевая машина реактивной артиллерии БМ-13, которая получила прозвище «Катюша».

БМ-13Н «Катюша». Выпускалась с 1943 года на шасси американского грузовика Студебекер US6, поставляемого в СССР по Ленд-лизу. Московская область, город Краснознаменск. «Аллея Славы»
БМ-13Н «Катюша». Выпускалась с 1943 года на шасси американского грузовика Студебекер US6, поставляемого в СССР по Ленд-лизу. Московская область, город Краснознаменск. «Аллея Славы»

С весны 1942 года реактивный миномёт устанавливался преимущественно на ввозимые по ленд-лизу английские и американские полноприводные шасси.

Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»)
Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»)

Одним из серьёзных недостатков машины было то, что ведущими у него были лишь задние колёса.

Грузовой автомобиль ЗИС-5
Грузовой автомобиль ЗИС-5

При этом к началу Великой Отечественной войны во многих армиях мира были и полноприводные машины.

Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»)
Грузовой автомобиль ЗИС-5 («трёхтонка»)

Полная масса ЗИС-5 — 6 100 кг; объём бака — 60 л; грузоподъёмность — до 3 000 кг; механическая 4-ступенчатая коробка передач; максимальная скорость — 60 км/ч; мощность двигателя — 73-77 л.с; два места в кабине, перевозка до 25 человек в кузове.

На базе грузового автомобиля ЗИС-5 выпускались серийные и опытные модификации.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

ЗИС-8 — городской автобус на удлинённом шасси ЗИС-11, серийно выпускался на ЗИСе в 1934 года по 1936 год, произведено 547 единиц.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

Позже по чертежам ЗИСа производился рядом предприятий в нескольких городах СССР, например, московский завод «Аремкуз» выпускал автобусы по типу ЗИС-8 до 1940 года.

Автобус ЗИС-8
Автобус ЗИС-8

Кузов ЗИС-8 был с деревянным каркасом и металлической обшивкой. Общая пассажировместимость 29 человек, включая 22 сидячих места.

Первая советская пожарная автоцистерна ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5. 1936 год
Первая советская пожарная автоцистерна ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5. 1936 год

ЗИС-11 — удлинённое шасси (4 × 2) для пожарных автомобилей (например, ПМЗ-1 и ПМЗ-2).

Пожарная автоцистерна ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5. 1936 год
Пожарная автоцистерна ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5. 1936 год

В 1934-1936 годах произведено 3047 единиц. Колёсная база 4420 миллиметров, грузоподъёмность 3,5 тонны.