Генерал-полковник-инженер Александр Сергеевич Яковлев

Памятник-бюст авиаконструктору Александру Сергеевичу Яковлеву в московском Чапаевском парке (Парк Авиаторов)
Памятник-бюст авиаконструктору Александру Сергеевичу Яковлеву в московском Чапаевском парке (Парк Авиаторов)

Советский авиаконструктор, академик Академии наук СССР, генерал-полковник-инженер Александр Сергеевич Яковлев родился 1 апреля (19 марта по старому стилю) 1906 года в Москве.

Учебно-боевой самолёт Як-130
Учебно-боевой самолёт Як-130

Всего под руководством Александра Сергеевича Яковлева было создано около 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство. В их числе поршневые Як-1,-7,-9,-3 и десятки их серийных модификаций, а также реактивные истребители Як-15,-17 и другие, Як-25 — первый всепогодный перехватчик; Як-27Р — первый сверхзвуковой разведчик; Як-28 — первый сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, он же перехватчик; первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36 и его палубный вариант Як-38.

Турбореактивный самолёт Як-40
Турбореактивный самолёт Як-40

Под руководством А.С. Яковлева были созданы реактивные пассажирские самолёты Як-40 и Як-42.

Трёхдвигательный пассажирский самолёт Як-42 на ВДНХ
Трёхдвигательный пассажирский самолёт Як-42 на ВДНХ

Як-42 — ближнемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в середине 1970-х годов для замены технически устаревшего Ту-134. Первый советский пассажирский самолёт, оснащённый турбовентиляторными двигателями с высокой степенью двухконтурности.

Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»
Самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет»

В 1987 году были завершены работы по созданию и сертификации Як-42Д. Несмотря на то, что внешне самолёт практически не изменился, при той же ёмкости топливных баков его дальность выросла примерно на 25% за счёт увеличения максимального взлётного веса до 56,5 тонн. С одинаковой платной нагрузкой 10,5 тонн, Як-42Д брал на тонну больше керосина, и его дальность при этом с аэронавигационным запасом топлива составляла 2150 километров. Были улучшены и многие другие эксплуатационные характеристики.

Пилотажный самолёт Як-55
Пилотажный самолёт Як-55

Под руководством Александра Сергеевича Яковлева были созданы спортивные и учебно-тренировочные самолёты. Як-55 был разработан в 1979 году в ОКБ Яковлева и представлял собой одноместный пилотажный самолёт.

Пилотажный самолёт Як-55
Пилотажный самолёт Як-55

Пилотажный самолёт Як-55 предназначен для обучения и тренировки лётчиков и выступлений на соревнованиях.

Под руководством авиаконструктора А.С. Яковлева был создан двухвинтовой вертолёт Як-24.

Бюст дважды Героя Социалистического Труда, авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева 1975 г. Бронза, литьё. Аникушин М.К. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Бюст дважды Героя Социалистического Труда, авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева 1975 г. Бронза, литьё. Аникушин М.К. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Александр Яковлев был председателем Научного совета Министерства авиационной промышленности (1946-1948), заведующим кафедрой проектирования и конструкции самолётов Московского авиационного института (1944, 1958), председателем редколлегии журнала «Техника воздушного флота» (1942-1947).

Учебно-боевой самолёт Як-130
Учебно-боевой самолёт Як-130

Александр Яковлев — автор книг «Цель жизни», «Рассказы авиаконструктора», «Советские самолёты» и других.

Учебно-тренировочный самолёт Як-152
Учебно-тренировочный самолёт Як-152

Они выпущены в нашей стране и в 12 зарубежных странах общим тиражом более трёх миллионов экземпляров.

На доме, где он жил в Москве, открыта мемориальная доска. Бронзовый бюст Александра Яковлева установлен в Москве напротив здания конструкторского бюро, которым он руководил много лет. В 1990 году этому конструкторскому бюро было присвоено имя авиаконструктора Александра Яковлева.

Его именем в 2006 году названа улица в Северном административном округе города Москвы.

Памятник-бюст авиаконструктору Александру Сергеевичу Яковлеву в московском Чапаевском парке (Парк Авиаторов)
Памятник-бюст авиаконструктору Александру Сергеевичу Яковлеву в московском Чапаевском парке (Парк Авиаторов)

В Москве в Парке авиаторов установлен бронзовый бюст Александра Сергеевича Яковлева. Бюст А.С. Яковлева изготовлен в 1976 году по проекту скульптора Михаила Константиновича Аникушина и архитектора Александра Алексеевича Заварзина. Установлен у одного из входов в парк со стороны Ленинградского проспекта. Обращён на здание ОКБ имени Яковлева. Памятник имеет статус выявленного объекта культурного наследия.