Автомобили ГАЗ-64 и ГАЗ-67

Автомобиль ГАЗ-64
Автомобиль ГАЗ-64

Разработка ГАЗ-64 началась в январе 1941 года, когда стало известно, что в США появился новый дешёвый и лёгкий армейский джип Bantam BRC 40. Советская машина была создана за полтора месяца.

Автомобиль ГАЗ-64
Автомобиль ГАЗ-64

Задание на создание машины с такими же характеристиками на конкурсной основе было выдано Горьковскому автомобильному заводу и Научному автотракторному институту.

Полноприводный вездеход, лёгкий артиллерийский тягач ГАЗ-64
Полноприводный вездеход, лёгкий артиллерийский тягач ГАЗ-64

На все работы от проектирования до создания опытного образца было отведено полтора месяца.

Разведывательный автомобиль ГАЗ-64 (Прототип)
Разведывательный автомобиль ГАЗ-64 (Прототип)

На конкурсе победила машина Горьковского завода, созданная под руководством талантливого конструктора Виталия Грачева. По требованию руководства, она имела такую же узкую колею, как и американский Bantam, несмотря на то, что это могло создать сложности в эксплуатации.

Разведывательный автомобиль ГАЗ-64 (Прототип)
Разведывательный автомобиль ГАЗ-64 (Прототип)

Первые автомобили ГАЗ-64 сошли с конвейера уже в конце августа 1941 года.

Автомобиль ГАЗ-61
Автомобиль ГАЗ-61

В основу конструкции ГАЗ-64 легли конструктивные элементы ГАЗ-61, который был первым в мире серийным полноприводным легковым автомобилем с закрытым кузовом седан.

Полноприводный вездеход, лёгкий артиллерийский тягач ГАЗ-64
Полноприводный вездеход, лёгкий артиллерийский тягач ГАЗ-64

В 1942 года производство ГАЗ-64 было практически свёрнуто, потому что завод был переключен на выпуск необходимых фронту грузовиков. А кроме того, на базе внедорожника был создан бронеавтомобиль БА-64.

БА-64 имел цельносварной корпус с оптимальными углами наклона, колёса, заполненные губчатой резиной, могли выдерживать попадания пуль. В полноповоротной башне был установлен пулемёт ДТ, который также можно было использовать и для стрельбы по воздушным целям. Машины участвовали в операциях на Брянском и Воронежском фронтах, под Сталинградом. Позже был создан броневик с широкой колеёй, который получил название БА-64Б. Всего за годы войны Красная армия получила более 8000 БА-64 разных модификаций.

Автомобиль ГАЗ-67
Автомобиль ГАЗ-67

Осенью 1943 года широкие мосты (1445 мм вместо 1250 мм) стали устанавливать и на ГАЗ-64.

Артиллерийский тягач ГАЗ-67Б
Артиллерийский тягач ГАЗ-67Б

Эта машина получила обозначение ГАЗ-67. За годы войны фронт получил около пяти тысяч таких внедорожников.

Автомобиль ГАЗ-67
Автомобиль ГАЗ-67

Автомобиль в войсках называли «Иван-Виллис», по аналогии с американским джипом, который поставлялся по ленд-лизу.

Артиллерийский тягач ГАЗ-67Б
Артиллерийский тягач ГАЗ-67Б

Но по своим характеристикам ГАЗ-67 составлял достойную конкуренцию и во многом превосходил американского аналога.

Полноприводный вездеход, лёгкий артиллерийский тягач ГАЗ-64
Полноприводный вездеход, лёгкий артиллерийский тягач ГАЗ-64

ГАЗ-64 предназначался для использования в качестве командирского автомобиля и лёгкого артиллерийского тягача.

Полноприводный вездеход, лёгкий артиллерийский тягач ГАЗ-64
Полноприводный вездеход, лёгкий артиллерийский тягач ГАЗ-64

При кратковременной перегрузке он был способен перевезти до отделения бойцов.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64
Лёгкий бронеавтомобиль БА-64

БА-64 чаще всего использовались для разведки и для поддержки пехоты в городских условиях: из пулемётной установки можно было вести огонь с хода по крышам и верхним этажам зданий.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64
Лёгкий бронеавтомобиль БА-64

После Великой Отечественной войны машины вплоть до 1953 года использовались в РККА как учебные.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64 1942 г. (Центральный музей Вооружённых Сил)
Лёгкий бронеавтомобиль БА-64 1942 г. (Центральный музей Вооружённых Сил)

Колёсная формула — 4х4. Максимальная скорость — до 90 км/ч. Мощность двигателя — 50 л.с.

Бронеавтомобиль БА-64Б
Бронеавтомобиль БА-64Б

Тип подвески: на листовых рессорах и гидравлических амортизаторах. Масса (снаряженная) — 1200 килограммов.