Московской подземке исполняется 85 лет

Московский метрополитен
Станция «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии Московского метрополитена

5 мая 2020 года Московский метрополитен отмечает юбилей — 85 лет.

Станция «Орехово» Замоскворецкой линии Московского метрополитена
Станция «Орехово» Замоскворецкой линии Московского метрополитена

В этом году из-за вспышки коронавируса все массовые юбилейные мероприятия были отменены, но это не повод не вспомнить о такой дате.

Электропоезд 81-740.1/741.1 на станции «Измайловская»
Электропоезд 81-740.1/741.1 «Русич» на станции «Измайловская»

Метрополитен для нескольких поколений жителей столицы успел стать если не членом семьи, то, во всяком случае, — близким другом.

Наземный вестибюль станции «Арбатская» Филёвской линии Московского метрополитена
Наземный вестибюль станции «Арбатская» Филёвской линии Московского метрополитена

А близкие друзья поздравляют друг друга с праздником и ходят на дни рождения.

Широко отметить свою прошлую круглую дату — 80-летие — метрополитен пригласил всех.

В 2015 году впервые был проведён парад поездов в метрополитене. Рано утром на станцию «Октябрьская» Кольцевой линии вышел ретропоезд, на кабине которого победно сияла белая единица. Вагоны его были покрашены в непривычные цвета кофейно-молочной гаммы.

Внешним видом вагонов ретропоезд повторял самые первые составы серии «А», впервые вышедшие на Сокольническую линию Московского метрополитена. Радости метрофанатов не было предела.

Вагоны типа «Е»
Вагоны типа «Е»

Подобно кинозвёздам на красных дорожках фестивалей, ретропоезд был облит вспышками многочисленных фотокамер.

Вагоны типа «Е»
Вагоны типа «Е»

Следом за «дедушкой» подтянулись и «внуки» — «Ежики», «номерные», «Русичи».

Вагон модели 81-721.1 «Яуза» № 0146 Московского метрополитена на Люблинско-Дмитровской линии
Вагон модели 81-721.1 «Яуза» № 0146 Московского метрополитена на Люблинско-Дмитровской линии

Неторопливо вплывали на станцию массивные поезда типа «Яуза», легко бежали составы, названные в честь реки Оки.

— В тот день на Кольцевую линию вышли все типы вагонов, которые работали в Московском метрополитене. В их салонах были плакаты, где содержались краткие биографические справки стальных лошадок метро — когда впервые вышли на линии, сколько было построено и так далее.

Выставка хозяйственных и служебных поездов, посвящённая 80-летию Московского метрополитена
Выставка хозяйственных и служебных поездов, посвящённая 80-летию Московского метрополитена

В тот же юбилейный год на станции «Партизанская» на третий станционный путь вышли хозяйственные поезда — неутомимые труженики метро, которых почти никогда не видят пассажиры, — сообщили в пресс-службе Московского метрополитена.

Контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА-001
Контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА-001

С тех пор традиция проводить парад поездов на Кольцевой и выставку специальной техники на «Партизанской» укоренилась. В этом году праздничные мероприятия будут перенесены в режим онлайн — на страничку Центра профориентации метро в «Инстаграме».

Вагон Московского метрополитена. Старейшему предприятию Московского метрополитена – электродепо «Северное» 15 октября 2014 года исполнилось 80 лет
Вагон Московского метрополитена. Старейшему предприятию Московского метрополитена – электродепо «Северное» 15 октября 2014 года исполнилось 80 лет

Главное место торжеств в метрополитене — самое первое электродепо «Северное», которое находится недалеко от станции «Красносельская». В 2017 году там была открыта доска почёта инженеру-транспортнику Михаилу Шполянскому, который провёл первый поезд метрополитена.

Свои гостеприимные двери для пассажиров Московский метрополитен распахнул 15 мая 1935 года. Тогда между 13 станциями началось движение поездов.

Вагоны типа «А»
Вагоны типа «А»

Это были вагоны серии «А», самой узнаваемой деталью которых стала выемка в нижней части дверей, прозванная «пятка Кагановича».

Вагоны типа «А»
Вагоны типа «А»

Говорят, что якобы нарком, курировавший строительство метро, попросил сделать эту выемку, чтобы не отбивать пассажирам ноги при закрытии дверей.

Торцевая стена центрального зала на станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена
Торцевая стена центрального зала на станции «Октябрьская» Кольцевой линии Московского метрополитена

Руководство страны поставило архитекторам задачу строить красивые станции. Так появились настоящие подземные дворцы с мозаиками, барельефами, скульптурами и мрамором.

Станция «Курская» Московского метрополитена
Станция «Курская» Московского метрополитена

В Великую Отечественную войну метрополитен стал бомбоубежищем. В нём работали магазины и парикмахерские, а на «Курской» — библиотека.

Эскалаторный спуск
Эскалаторный спуск

В Московском метрополитене в годы войны родилось более двухсот детей.

Вагоны типа «Д»
Вагоны типа «Д»

В 60–80-е годы ХХ века открываются новые электродепо, линии разбегаются всё дальше к окраинам города.

Вагоны типа «Д»
Вагоны типа «Д»

Появляются в Московском метрополитене новые типы вагонов «Д», «Еж» и «номерные».

Вагоны типа «Г»
Вагоны типа «Г»

Вагоны типа «Г», которые возили пассажиров до 80-х годов прошлого века, машинисты за массивность называли «Броневик Гаврила». С 1961 по 1991 год проезд стоил пять копеек.

Станция «Спартак» Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена
Станция «Спартак» Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена

Последние годы Московский метрополитен переживает такое бурное развитие, сравнить которое можно только со строительством станций первых очередей.

Промежуточный вагон 81-741.1 «Русич» номер 0689 на станции «Измайловская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена
Промежуточный вагон 81-741.1 «Русич» номер 0689 на станции «Измайловская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

В Московском метрополитене появились новые составы: «Русич», «Ока», «Москва».

Центр профориентации Московского метрополитена на станции «Выставочная»
Центр профориентации Московского метрополитена на станции «Выставочная»

Открылся Центр профориентации метрополитена на станции «Выставочная», впервые в мире в вагонах бесплатный интернет. В 2019 году в Московском метрополитене появилась группа машинистов-женщин.

Мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин сегодня посетил первое в столице электродепо «Северное» и поздравил его коллектив с юбилеем подземки. Об этом сообщает агентство городских новостей «Москва».

Cтанция «Парк Победы» Московского метрополитена
Cтанция «Парк Победы» Московского метрополитена

По его словам, столичное метро является самым большим в мире с точки зрения перевозок пассажиров. В настоящее время шестьдесят тысяч человек работают в Московском метрополитене.

Сергей Собянин поблагодарил коллектив метрополитена за их работу. Московский метрополитен занимает первое место в мире среди других метрополитенов по таким показателям, как точность соблюдения расписания и интенсивность движения.

Электропоезд из вагонов 81-740.1/741.1 «Русич» на станции «Измайловская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена
Электропоезд из вагонов 81-740.1/741.1 «Русич» на станции «Измайловская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

Сергей Семёнович Собянин добавил, что в настоящее время сотрудникам столичной подземки приходится трудиться в условиях сложной эпидемиологической ситуации из-за пандемии.