Летающий радар А-50У не зря проверяли в Сирии

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У с б/н 47

Бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Михайлович Горбенко рассказал о применении самолёта дальнего радиолокационного обнаружения А-50У в Сирии. Данный опыт был использован при модернизации самолёта.

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У с б/н 47 (с/н 40-05), начавший службу в 1984 году

В следующем году ВКС РФ получит два современных самолёта обнаружения А-50У. Подобные машины уже применялись на территории Сирийской Арабской Республики, после чего в их устройство были внесены изменения. Как сообщает издание «Известия», будет доработан радиолокатор, а также системы управления и связи самолёта.

По словам Валерия Михайловича Горбенко, «летающий радар» А-50У может использоваться российскими войсками для отражения практический любой воздушной атаки.

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У с б/н 47

Самолёт способен обнаружить угрозу на большей дистанции, чем наземные системы, что позволит оперативнее отреагировать на нападение.

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50

Находящиеся в салоне специалисты наблюдают за окружающим пространством и могут передавать информацию об обстановке в командные пункты и пилотам истребителей.

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У с б/н 47

Специалист заметил, что лучше всего возможности техники проверяются именно в реальных боевых условиях. Поэтому на сирийскую авиабазу Хмеймим было переброшено несколько самолётов ДРЛО, которые уже успели продемонстрировать свои способности.

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У

В апреле 2018-го года страны НАТО атаковали крылатыми ракетами несколько сирийских объектов, и эти удары были отслежены с помощью А-50У. Спустя несколько часов после произошедшего Минобороны сообщило точное количество ракет, которые были запущены с разных носителей. Информацию российского источника затем подтвердил Пентагон.

«Летающий радар» смог выполнить поставленную задачу, несмотря на то что США использовали новейшие ракеты AGM-158B JASSM-ER, которые выполнены с применением стелс-технологий и должны быть малозаметны для обнаружения радарами. Новинка не зря была переброшена на Ближний Восток, ведь там она доказала свою эффективность.

Серийное производство самолётов А-50 велось в течение восьмидесятых годов ХХ века и завершилось в начале девяностых. За это время промышленность передала заказчику около 30 самолётов со специальным оснащением. Технику распределили между четырьмя частями на разных стратегических направлениях. Однако после распада СССР и последовавших за этим проблем начались сокращения и расформирования.

По разным данным открытых источников, в настоящее время в составе российских ВКС имеется порядка двадцати самолётов А-50 исходной и модернизированной версии. Основную массу этого парка составляют базовые А-50 — около двух третей. В эксплуатацию уже принято 6 модернизированных А-50У. Также несколько самолётов старой версии находится на хранении.

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У

Все строевые А-50(У) сейчас принадлежат авиационной группе боевого применения самолётов ДРЛОиУ из состава 610-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава. Техника базируется на аэродроме Иваново-Северный и при необходимости может перебрасываться в другие районы страны или даже на зарубежные базы.

Разработка проекта модернизации, задачей которого была замена устаревшей аппаратуры с наращиванием основных лётных и целевых характеристик самолётов А-50 началась в 2003 году.

Головным разработчиком проекта А-50У стал концерн радиостроения «Вега». Проведение ремонта самолётов и замену оборудования заказали Таганрогскому АНТК им. Г.М. Бериева. К настоящему времени эти организации и субподрядчики освоили все процессы модернизации и продолжают выпуск техники.

Во второй половине двухтысячных годов «Вега» и ТАНТК им. Г.М. Бериева провели ремонт строевого А-50 (серийный номер 58-05, бортовой 37) с модернизацией по проекту с литерой «У», после чего состоялись его испытания.

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У

В 2009 году государственные испытания были завершены с рекомендацией к принятию техники на вооружение и в производство. Вскоре был подписан контракт на три самолёта А-50У.

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У

В 2010 году началась серийная модернизация техники. Первым на неё отправился строевой самолёт с б/н 47 (с/н 40-05), начавший службу в 1984 году. Основные работы завершились летом 2011 года, после чего состоялись испытания. 31 октября готовый А-50У передали заказчику. Вскоре машина вернулась в Иваново и продолжила службу.

К этому времени на ТАНТК им. Г.М. Бериева прибыл самолёт б/н 33 (с/н 41-05), которому предстояло стать вторым серийным А-50У. Работы по модернизации заняли чуть больше года, и в апреле 2013-го самолёт вернули ВВС. Позже эта машина получила имя «Владимир Иванов» в честь главного конструктора радиотехнической аппаратуры для А-50.

В марте 2014 года был подписан акт о приёмке третьего серийного А-50У с личным именем «Сергей Атаянц» — его назвали в честь главного конструктора авиационной части комплекса. Ранее этот самолёт использовался в качестве опытного. После испытаний его доработали и сделали третьим серийным.

Передача «Сергея Атаянца» завершила выполнение первого контракта, а в том же 2014 году появился новый заказ. По нему обновление прошёл самолёт «Таганрог» (б/н 41, с/н 63-05). Его первый полёт после модернизации состоялся в декабре 2016 года, а 6 марта 2017-го машину сдали заказчику. В декабре 2018 года в состав ВКС вернулся А-50У с б/н 45 (с/н 71-05)

Следующим стал самолёт 1988 года постройки с б/н 42 (с/н 64-05). Работы по нему начались в 2017 году и продолжались больше года. 28 марта 2019-го его передали ВКС. На данный момент А-50У б/н 42 является «крайней» машиной своего типа, завершившей модернизацию. Новые самолёты после него пока не передавались.

Планы на ближайшее будущее были оглашены в прошлом году, одновременно со сдачей шестого самолёта. Руководство концерна «Вега» рассказало, что на ТАНТК им. Г.М. Бериева уже идут работы по ремонту и переоснащению следующего А-50. Согласно планам, он вернётся на службу в 2021 году.

К настоящему времени модернизацию до А-50У прошло шесть строевых самолётов, и скоро к ним присоединятся ещё два. 18 мая 2020 года издание «Известия» сообщило, что на 2021 год запланирована сдача сразу двух самолётов. Из двух десятков машин восемь будут соответствовать самому новому проекту. Вполне возможно, что уже сейчас готовится новый заказ, и в течение нескольких следующих лет количество обновлённых А-50 вырастет.

Перспективы самолётов А-50(У) прямо зависят от хода и успехов другого проекта. Уже несколько лет продолжается разработка перспективного самолёта ДРЛОиУ А-100 «Премьер». Основная часть проектных работ завершена, и в 2016 году стартовали испытания летающей лаборатории на базе серийного А-50. Годом позже достроили и подняли в воздух полноценный опытный образец.

Ожидается, что А-100 поступит на вооружение в начале двадцатых годов, и серийные самолёты этого типа начнут дополнять имеющиеся А-50(У). Минобороны пока не рассказывало, как планирует обновлять парк самолётов ДРЛОиУ после появления принципиально нового образца. Можно предположить, что строительство серийных А-100 не остановит модернизацию А-50 до состояния «У». При этом соотношение численности новых и обновлённых машин будет постоянно меняться.

Однако новейший А-100 всё ещё не готов к производству и эксплуатации в войсках, и потому самым новым образцом своего класса в ВКС России остаётся А-50У. Выпуск такой техники продолжается, хотя не отличается высокими темпами. Такие меры позволяют не только поддерживать желаемое состояние парка техники, но и наращивать его потенциал. В ближайшем будущем именно А-50У может стать основой группировки самолётов ДРЛОиУ, и такой статус будет сохраняться как минимум несколько лет.