Истребитель Су-27 изменил облик современной авиации

43 года назад — 20 мая 1977 года впервые взлетел в небо опытный образец истребителя четвёртого поколения Су-27, ставшего одним из главных символов отечественной и мировой авиации.

Всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель Су-27
Всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель Су-27

Над ним долго работали, совершенствовали, используя самые передовые разработки, и в итоге создали машину, которой на тот момент в стране ещё не было. В дальнейшем на базе истребителя разработали десятки его модификаций и построили новые самолёты.

Истребитель Су-27 на ВДНХ
Истребитель Су-27 на ВДНХ

Создавать истребители четвёртого поколения в СССР начали в конце 1960-х годов. Перед конструкторами стояла задача — построить самолёт, который превзойдёт американский истребитель F-15 Eagle. За работу взялись сразу три ведущих конструкторских бюро: П.О. Сухого, А.С. Яковлева и А.И. Микояна.

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ
Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-29СМТ

В 1972 году выбрали два проекта от КБ «МиГ» и ОКБ «Сухого» — это были два первых отечественных истребителя четвёртого поколения — лёгкий МиГ-29 и тяжёлый Су-27.

Всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель Су-27
Всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель Су-27

Первый опытный образец Су-27 поднялся в небо вместе с лётчиком-испытателем Героем Советского Союза Владимиром Сергеевичем Ильюшиным 20 мая 1977 года. Всего для лётных испытаний построили пять самолётов. Первые образцы не могли превзойти по своим характеристикам истребитель F-15 и постоянно дорабатывались. В 1981 году в воздух впервые поднялся уже усовершенствованный образец Су-27 — Т-10С. В 1982 году началась его постоянная эксплуатация в авиационных частях.

Ещё через четыре года самолёт с лётчиком-испытателем, Героем Советского Союза Виктором Георгиевичем Пугачёвым всего за 25,4 секунды поднялся на высоту трёх тысяч метров и установил мировой рекорд. В марте 1987 года ещё один рекорд на нём установил лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Николай Фёдорович Садовников, поднявшись на высоту 15 километров за 76 секунд. Окончательно покорил мировую общественность Су-27 в 1989 году на авиасалоне Ле-Бурже, где истребитель показал новую фигуру пилотажа, которую позже назовут по фамилии лётчика «Коброй Пугачёва». В полёте самолёт, не изменяя своей скорости, резко задрал нос, увеличив угол атаки до 120 градусов, затем некоторое время летел хвостом вперёд, а потом также резко вернулся в обычное положение. Считается, что такой трюк может пригодиться в бою и спасти от ракет с радиолокационными головками самонаведения за счёт резкого снижения скорости самолёта. Также маневр используют при уходе от противника во время преследования. Чтобы ещё больше увеличить угол атаки, разработали двигатель с управлением вектором тяги. С ним истребитель научился исполнять такие трюки как «Чакра Фролова», когда самолёт набирает высоту одновременно уменьшает скорость, а потом из этого положения делает «мёртвую петлю» и доводит угол атаки до 360 градусов, то есть практически разворачивается вокруг своего хвоста.

Выполнять сложные трюки самолёту также помогает новая электродистанционная система управления, которой не было в истребителях третьего поколения. Электрические сигналы вместо стальных тросов сделали Су-27 сверхманевренным и устойчивым во время полёта. За внезапность по кодификации НАТО его даже назвали Flanker-B («Бьющий во фланг»). Кроме того, самолёт оборудовали новым радаром, оптико-электронной системой прицеливания и мощным двигателем АЛ-31Ф.

Истребитель Су-27СМ3
Истребитель Су-27СМ3

Официально на вооружение Су-27 поступил 23 августа 1990 года. К тому времени на нём устранили все недостатки, выявленные во время испытаний.

Истребитель Су-30М2
Истребитель Су-30М2

Со старта серийного производства в 1984 году выпущено около полутора тысяч самолётов Су-27 и его модификаций, а также современные Су-30, Су-33, Су-34, Су-35.

Многоцелевой истребитель Су-30СМ
Многоцелевой истребитель Су-30СМ

Истребитель Су-30СМ хорошо зарекомендовала себя во время боевых действий в Сирии. Стоит на вооружении десяти стран мира.

Экспериментальный перспективный палубный истребитель Су-47 «Беркут»
Экспериментальный перспективный палубный истребитель Су-47 «Беркут»

Также Су-27 стал основой для эксперимента по созданию перспективного палубного истребителя Су-47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности и широким использованием композитных материалов в конструкции.