Полевая кухня

Полевая кухня (Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей)
Полевая кухня (Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей)

Полевая кухня — специальное транспортное средство либо прицеп, предназначенные для приготовления пищи и организации горячего питания личного состава формирований в полевых (походных) условиях, на удалённых объектах, в подразделениях и воинских частях, где отсутствуют стационарные объекты для приготовления пищи.

Кухня прицепная КП-2-48Н
Кухня прицепная КП-2-48Н

Полевая кухня базируется на передвижном шасси или на платформе грузового автомобиля.

Полевая кухня
Полевая кухня

В 1896 году в Российской Империи был объявлен конкурс на изобретение походной кухни. Изобретателям необходимо было сконструировать две кухни: пехотно-артиллерийскую на четыре колеса и кавалерийскую двухколёсную. Всего в итоге было представлено 15 различных образцов, признание получила кухня фирмы «Крыштовъ, Брунъ и С-нъ», которую впоследствии рекомендовали войскам.

В Российской императорской армии первые полевые кухни появились в 1898 году. Впервые в боевой обстановке полевые кухни были использованы во время Китайского похода, а затем во время Русско-японской войны.

Во времена Русско-японской войны полевая кухня изменилась в лучшую сторону. В войсках была представлена кухня Антона Турчановича, которую официальной называли «универсальный переносной очаг».

В 80-е годы XIX века Антон Фёдорович Турчанович, подполковник русской императорской армии, предложил проект полевой кухни на колёсах. Теперь горячую пищу можно было готовить не только на привалах, но и на ходу. В этой кухне на открытом воздухе всего за четыре часа повара готовили кашу, борщ и чай в количестве достаточном, чтобы накормить 250 человек. Она имела два котла, каждый из которых был снабжён самостоятельной топкой. В одном котле повара готовили первые блюда, во втором — вторые. Причём второй котёл даже имел специальную «масляную рубашку», чтобы каша не пригорала. Вода в такой кухне закипала за 40 минут, обед из двух блюд готовился за три часа, а ужин — за полтора. Вскоре патент на подобную кухню приобрели все войска мира. Были ещё известны кухни Маргушина, Крыштофа, общества Путиловских заводов, но всё же самой популярной была кухня Турчановича.

Кухня прицепная КР-340
Кухня прицепная КР-340

Автор и разработчик уникальной конструкции, офицер царской армии подполковник Антон Фёдорович Турчанович умер в 1943 году в оккупированном немцами городе Брацлаве. По одной из версий, причиной остановки сердца стало сильное истощение организма.

После Русско-японской войны кухнями начали обзаводиться и другие армии. Естественно, японцы, которые получили некоторое количество наших кухонь в качестве трофеев. И немцы, чьи представители бывали на Маньчжурском фронте и привезли оттуда восторженные отзывы об этой новинке. В 1906 году в Германии объявили конкурс на лучший образец походной кухни, в котором победила специально закупленная для изучения кухня Турчановича. Но естественно, на снабжение германской армии был принят один из собственных образцов. В отличие от российской кухни, он имел не два, а три котла, да ещё и отдельную духовку для выпечки. Немецкие солдаты прозвали этот агрегат «гуляшканоне» — «гуляшная пушка» за его сходство с артиллерийской упряжкой. В 1909 году свою полевую кухню, также трёхкотловую, ввели в австрийской армии. А для солдат всех остальных европейских армий еду в полевых условиях продолжали готовить на кострах. Правда, с началом Первой мировой все бросились догонять умных, спешно сооружая полевые кухни.

Полевая кухня
Полевая кухня

Полевая кухня — самый важный объект для нашего солдата в годы Первой мировой войны. Например, во время «великого отступления» из Русской Польши, мосты взрывали после того, как по ним пройдёт кухня, это значило, что в тылу уже точно никого нет. А у наших союзников-французов к началу Первой мировой войны и вовсе не было кухонь, как и централизованного питания, они были вынуждены закупать их у нас. Кстати, на Кавказском фронте тоже поначалу питались из котлов, все кухни ушли на войну с немцами и австрийцами.

Полевая кухня
Полевая кухня

Немецкий солдат в годы Первой мировой, парадоксально, но питался хуже всех. У австро-венгров и турок ситуация была лучше, но ненамного — сказывалась в целом отсталость транспортной сети и логистики. Лучше дела шли у французов, которые всё же смогли прийти к централизованному питанию, а развитая сеть дорог (как железных, так и грунтовых) позволяла легко подвозить продукты на фронт. Англичане питались попроще, но единственные из всех получали лимонный и апельсиновый соки, что сводило риск распространения цинги к нулю. А вот американцы имели хоть и скудный набор продуктов, зато очень калорийный — больше 5 тысяч ккал, и могли похвастать уже привычным для нас и диковинным тогда растворимым кофе.

Советская кухня. Согласно постановлению наркома обороны товарища К.Е. Ворошилова ещё в 1936 году перешла на колёса от ГАЗ-АА. До этого времени колёса были деревянные, тележного типа. Конечно, скорость буксировки возросла до 35 км/ч. Но таскали кухню лошади. Для грузовиков всегда были дела поважней. Зато, по сравнению с немецкой армией, бойцам РККА было в этом плане легче. Тащить кухню на таких колёсах стало легче и в плане усилий, и в плане проходимости. А это очень важно в условиях ожесточённых боев, ведь солдат на передовой всегда должен быть вовремя и плотно накормлен. Чем ближе может подъехать кухня к линии фронта, тем больше шансов у солдат на горячий обед. Конечно, если условия боевых действий не позволяли полевой кухне подъехать ближе, то еда что у нас, что у немцев, доставлялась подносчиками.

В начале Второй мировой войны к питанию солдат отнеслись ещё более серьёзно. Для войск Красной армии были созданы новые нормативы, а также ведомственные структуры, заведующие продуктовыми складами, кухнями и отвечающие за поставки продовольствия. Еде и медобслуживанию войска во время войны уделялось особое внимание, так как и значимость их в это время была особенная.

Перед Великой Отечественной войной были разработаны трёхкотельная кухня-автоприцеп КП-3-37 (она же КП-3), а также кухня ПК-39 и ПК-Ч-40, на основе опыта Советско-финляндской войны снабжённая чугунным котлом, не требовавшим лужения.

В 1941 году тяжёлую трёхкотельную кухню КП-3 заменили более лёгкой однокотельной КП-41, на базе которой в 1942 году была разработана КП-42. Данные установки представляли собой большие котлы с топками, установленными на колёсных шасси. Во времена войны за каждой дивизией закреплялась полевая кухня с поваром, что позволяло солдатам сытно питаться при дальних походах и стоянках. Растапливалась полевая кухня самыми обычными дровами, нехватки в топливе обычно не было — в лесах и полях всегда можно было найти его в изобилии. Основным блюдом, которым питалась из полевой кухни в РККА, была каша с тушёнкой. Это очень простое, но в то же время очень питательное блюдо позволяло солдатам пережить самые страшные моменты войны и не умереть с голоду. В качестве продуктов для приготовления данного блюда использовалась любая крупа и тушёнка в жестяных банках, которая выдавалась каждому солдату. Неоспоримым преимуществом полевой кухни в условиях армии являлось то, что готовить в ней можно было прямо на ходу. Если бы её не было, солдатам приходилось бы для приготовления пищи делать привал и разводить костёр, теряя драгоценное время и становясь уязвимыми для врага. Здесь же останавливаться нужно было лишь для того, чтобы поесть. Во время привала повар быстро раскладывал пищу по котелкам солдат, после чего они могли немного отдохнуть, подкрепившись горячей едой. Многие солдаты Советской армии (в 1943 году РККА переименована в Советскую армию), прошедшие Великую Отечественную войну, отзывались о полевой кухне, как о кормилице, которая помогла им сохранить силы и дожить до победного мая 1945 года.

Полевая кухня Вермахта
Полевая кухня Вермахта

Полевые кухни РККА и Вермахта. Советские кухни были были намного лучше. Немецкая кухня была тяжелее и имела 4 двойных котла с глицерином между стенок как антипригарное устройство.

Полевая кухня Вермахта
Полевая кухня Вермахта

Немецкая кухня, помимо этого, обладала одним не очень удобным архаизмом. А именно — деревянными колёсами.

Полевая кухня Вермахта
Полевая кухня Вермахта

Немцы хотели установить свою кухню на резиновые колёса, но всё закончились неудачей.

Полевая кухня Вермахта
Полевая кухня Вермахта

Конструкция кухни, с низко опущенными поддувалами печек, не позволяла уменьшить диаметр колёс.

Полевая кухня Вермахта
Полевая кухня Вермахта

Тем более, что переделывать кухню в военное время уже не позволяли возможности немецкой промышленности. Ей было чем заняться и без полевых кухонь. Деревянные колёса не позволяли транспортировать кухню со скоростью более 15 км/ч. Проходимостью такая кухня также не обладала, тем более при приближении к передовой.

Полевая кухня Вермахта
Полевая кухня Вермахта

На территории Советского Союза немцам приходилось мучиться со своей кухней, особенно в осеннюю погоду после проливного дождя.

Со времён Великой Отечественной войны армией было извлечено не мало уроков. В частности было отмечено, что походная кухня в обязательном порядке должна иметься на вооружении у каждой дивизии, и солдаты должны уметь ею пользоваться. На сегодняшний день все  военные учения в обязательном порядке сопровождаются кухней, которая следует вместе с военнослужащими и обеспечивает их горячим питанием.

Кухня прицепная
Кухня прицепная

Современные полевые кухни, конечно же, отличаются от тех, которые использовались во времена Второй мировой войны. Они более проходимые, вместительные и удобные. Современная военная кухня имеет хорошую герметичность, благодаря чему может долго сохранять тепло пищи даже при отрицательной температуре воздуха. Данные кухни специально разрабатываются так, чтобы их можно было использовать в любую погоду. Так, топка печи имеет надёжную защиту от влаги, что даёт возможность разводить в ней огонь даже во время дождя и в местности с высокой влажностью воздуха. Для армии это более, чем актуально, ведь погода порой преподносит самые неприятные сюрпризы, а полноценное питание является залогом здоровья солдат и источником силы для ратных подвигов. Походные кухни, используемые в российской армии, можно разделить на два вида: кухни-прицепы и переносные кухни.

Кухня прицепная
Кухня прицепная

Кухни-прицепы имеют вид прицепа на колёсах, который цепляется к грузовому автомобилю. Такие кухни могут иметь до 4 котлов и обеспечивать питанием до 130 человек. Шасси установок имеют крупные колёса с глубоким протектором, позволяющие транспортировать кухню по любому бездорожью. Большинство моделей также имеют специально отведённое место для запасного колеса.

Полевая кухня КП-2-48
Полевая кухня КП-2-48

Полевая кухня КП-2-48 — это специальное, прицепное колёсное транспортное средство, транспортируемое тягачом общей массой не менее 1300 килограммов, со стандартным сцепным устройством.

Полевая кухня КП-2-48
Полевая кухня КП-2-48. «Выставка достижений отечественного и зарубежного автопрома» в павильоне № 32 «Космос» на ВДНХ

В конструкции полевой кухни КП-2-48 применяется шасси модели 1-АП-1,5 выпускавшееся Кишиневским автосборочным заводом. Экипаж кухни КП-2-48 состоит из двух поваров так как раздача пищи происходит из двух котлов находящихся на разных сторонах прицепа.

Полевая кухня КП-2-48
Полевая кухня КП-2-48

Полевая кухня КП-2-48 предназначена для приготовления пищи в походных (полевых) условиях. Полевая кухня КП-2-48 образца 1948 года представляет собой мобильную передвижную кухню с двумя несъёмными котлами (один из которых термокотёл).

Полевая кухня КП-2-48
Полевая кухня КП-2-48

Благодаря котлам с масляной рубашкой создаётся эффект термоса и приготовленные блюда сохраняют тепло ещё несколько часов после приготовления.

Полевая кухня КП-2-48
Полевая кухня КП-2-48

Показатели — КП-2-48: Сухая масса — 980 килограммов, Снаряженная масса — 1290 килограммов, Габаритные размеры, мм (с трубой) — 3300x1830x2015(2590), Количество котлов — 2 ед., Ёмкость котлов для I блюда, л. полная/полезная — 125/110, Ёмкость котлов для II блюда, л. — 75/65, Расход топлива (жидкого/твёрдого), кг/час — 10/35, Время закипания воды, мин. — 55-65/65-70.

Полевая кухня КП-125. Центр военно-патриотического воспитания и физической подготовки молодежи ЮВАО города Москвы (улица Заречье, владение 3)
Полевая кухня КП-125. Центр военно-патриотического воспитания и физической подготовки молодежи ЮВАО города Москвы (улица Заречье, владение 3)

Полевая кухня КП-125 прошла проверку временем в полевых условиях, военных конфликтах, стихийных бедствиях многих стран мира.

Полевая кухня КП-125
Полевая кухня КП-125

Кухня КП-125 очень практичная и требует небольших трудозатрат в техническом обслуживании, так как зачастую она используется в полевых, горных, труднодоступных и суровых климатических условиях.

Кухня полевая КП-125 предназначена для приготовления пищи для 125 человек на выезде, либо можно доставить горячее питание к месту назначения. Прицеп может транспортироваться грузовым и легковым транспортом.

Полевая кухня КП-125. Центр военно-патриотического воспитания и физической подготовки молодежи ЮВАО города Москвы (улица Заречье, владение 3)
Полевая кухня КП-125. Центр военно-патриотического воспитания и физической подготовки молодежи ЮВАО города Москвы (улица Заречье, владение 3)

Кухня КП-125 оснащена тремя съёмными котлами с герметичными крышками, они отлично подходят для приготовления, хранения и доставки пищи, так как выполнены из нержавеющей гигиенической стали.

Объём котлов для первого блюда и кипятка составляет 110 литров для максимального объёма 100 литров, для второго блюда 57 литров, для максимального объёма 50 литров.

Полевая кухня КП-125 и 122-мм гаубица М-30 образца 1938 года в Центре военно-патриотического воспитания и физической подготовки молодежи ЮВАО города Москвы (улица Заречье, владение 3)
Полевая кухня КП-125 и 122-мм гаубица М-30 образца 1938 года в Центре военно-патриотического воспитания и физической подготовки молодежи ЮВАО города Москвы (улица Заречье, владение 3)

Полевая кухня КП-125 работает, как на дровах, так и на солярке. Закипание номинального объёма воды на жидком топливе происходит в течение 1 часа, на твёрдом топливе в течение полутора часов.

Кухня прицепная КП-130-11
Кухня прицепная КП-130-11. Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации (улица Советской Армии, 2)

Кухня прицепная КП-130-11 предназначена для приготовления и транспортирования пищи из двух блюд и кипятка в полевых условиях.

Кухня прицепная КП-130-11
Кухня прицепная КП-130-11. Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации (улица Советской Армии, 2)

Кухня прицепная КП-130-11 состоит из шасси, на котором смонтирован тепловой блок (пищеварочные котлы, жарочный шкаф, водонагреватель) и топливная система (форсунки, ресивер, топливные баки, топливопровод), комплекта кухонного инвентаря, запасных частей, инструмента и принадлежностей.

Кухня прицепная КП-130-11
Кухня прицепная КП-130-11. Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации (улица Советской Армии, 2)

Топка кухни КП-130-11 предназначена для сжигания как жидкого (дизельное, керосин), так и твёрдого топлива (дрова).