Павел Осипович Сухой

Мемориальная доска на фасаде дома (Ленинский проспект, дом 7), где Павел Осипович Сухой жил с 1947 по 1965 годы
Мемориальная доска на фасаде дома (Ленинский проспект, дом 7), где Павел Осипович Сухой жил с 1947 по 1965 годы

Выдающийся конструктор Павел Осипович Сухой скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1936 году в СССР был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Проект П.О. Сухого стал победителем и был запущен в серийное производство, а Павла Осиповича назначили главным конструктором и поручили создание собственного конструкторского бюро. Это произошло 29 июля 1939 года.

Итогом разработки «Иванова» стало появление первого самолёта с инициалами «Су» — бомбардировщика Су-2. Почти 900 таких самолётов героически сражались в воздушных боях на начальном этапе Великой Отечественной войны. Во время войны КБ П.О. Сухого не приостанавливало работу над новыми боевыми машинами. Так, в 1943 году за разработку штурмовика Су-6 Павла Осиповича наградили Сталинской премией первой степени.

Несмотря на это, в 1949 году конструкторское бюро П.О. Сухого было расформировано. Павел Сухой стал заместителем Андрея Николаевича Туполева. Он занимался внедрением в серию самолёта Ту-14, а затем лётными испытаниями. Возродить КБ П.О. Сухого помог трофейный американский реактивный истребитель «Сейбр», который попал к советским военным во время войны в Корее. Для изучения трофея в 1952 году было организовано КБ-1, которое в мае 1953 года возглавил Павел Осипович.

Второе рождение КБ П.О. Сухого совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. В 1955 году поднялся в небо первый самолёт возрождённого КБ — реактивный истребитель Су-7. Именно эта машина на долгие годы определила облик отечественной военной авиации, была также принята на вооружение девятью странами мира.

Павел Сухой инициировал разработку сразу двух направлений новых машин — со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С» (в серии Су-7), и с треугольным с обозначением «Т» (в серии Су-9). Оба проекта были успешно реализованы. Развитием Су-7 стало создание в середине 1960-х годов первого отечественного самолёта с крылом изменяемой стреловидности Су-17. Идея применения такого крыла позволила значительно увеличить боевую эффективность исходного самолёта.

Фронтовой бомбардировщик Су-24М
Фронтовой бомбардировщик Су-24М

В 1970 году первый полёт совершил бомбардировщик Т-6 (в серии Су-24) — всепогодный самолёт с крылом изменяемой стреловидности и с первой цифровой вычислительной машиной на борту. Этот самолёт до сих пор, то есть спустя 26 лет со времени прекращения выпуска, успешно эксплуатируется ВКС России.

Всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель Су-27
Всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель Су-27

Один из ярких примеров высокого потенциала ОКБ —  это высокоманевренный истребитель Су-27. Взлетев в 1977 году, этот самолёт по праву признан одним из главных символов отечественной авиации.

Всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель Су-27
Всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель Су-27

«Двадцать седьмой» объединил в себя все самые передовые разработки своего времени, обеспечив тем самым грандиозный потенциал для модернизации на годы вперед.

Истребитель-бомбардировщик Су-34
Истребитель-бомбардировщик Су-34

Создан ряд модификаций Су-27, а также новые самолёты на его базе: палубный Су-33, истребитель-бомбардировщик Су-34, многофункциональные истребители четвёртого поколения Су-30СМ и Су-35.

Фронтовой истребитель Су-30М2
Фронтовой истребитель Су-30М2

В 2010 году были завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2. Эта версия Су-30 предназначенная для ВВС России.

Фронтовой истребитель Су-30М2
Фронтовой истребитель Су-30М2

Фронтовой истребитель Су-30М2 производится на КНААПО (авиастроительное предприятие в городе Комсомольске-на-Амуре).

Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57
Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57

Можно сказать, что «двадцать седьмой» заложил основы для создания первого российского истребителя пятого поколения Су-57.

Истребитель Су-27 на ВДНХ
Истребитель Су-27 на ВДНХ

Силуэт Су-27, его сверхманевренные особенности были особо оценены специалистами всего мира. «Никогда не забуду первый демонстрационный полёт Су-27 в Париже. Виктор Пугачёв делал вираж на Су-27 в 360 градусов за 10 секунд, средняя скорость на вираже — 36 градусов/с. А мы тогда лишь надеялись, что наш истребитель следующего поколения сможет достигнуть 25 градусов/с», — вспоминал лётчик британских ВВС Джон Фарлайт.

К сожалению, сам Павел Осипович не застал триумфальную иностранную премьеру Су-27 на Ле-Бурже. Выдающийся конструктор скончался на 81-м году жизни в подмосковном санатории Барвиха.

Мемориальная доска на фасаде дома (Ленинский проспект, дом 7), где Павел Осипович Сухой жил с 1947 по 1965 годы
Мемориальная доска на фасаде дома (Ленинский проспект, дом 7), где Павел Осипович Сухой жил с 1947 по 1965 годы

В Москве установлена мемориальная доска по адресу: Ленинский проспект, дом 7, где Павел Осипович Сухой жил с 1947 по 1965 годы.

В этом доме (Ленинский проспект, дом 7) выдающийся авиаконструктор Павел Осипович Сухой жил с 1947 по 1965 годы
В этом доме (Ленинский проспект, дом 7) выдающийся авиаконструктор Павел Осипович Сухой жил с 1947 по 1965 годы

Мемориальную доску установили в 1995 году, её создал скульптор С.В. Лядов.

В 2004 году именем выдающегося авиаконструктора Павла Осиповича Сухого названа улица в Москве.

Многоцелевой истребитель Су-30СМ
Многоцелевой истребитель Су-30СМ

Созданная Павлом Осиповичем Сухим научная школа проектирования смогла обеспечить стабильную деятельность и развитие коллектива на многие годы вперёд.

«Путь к сегодняшнему мировому триумфу семейства самолётов нашего КБ был непрост и нелёгок. Но такой несомненный успех, всемирное признание заслуг ОКБ закономерны, в каждой новой машине, сконструированной коллективом, неизменно присутствует стиль, дух и незаурядный инженерный ум Павла Осиповича, сумевшего подготовить и воспитать не одно поколение талантливых конструкторов, лётчиков-испытателей, производственников, способных удерживать отечественную авиацию на самом высоком современном уровне», — отмечал генконструктор ОКБ Сухого Михаил Петрович Симонов.

Штурмовик Су-25СМ3
Штурмовик Су-25СМ3

За свою историю коллективом ОКБ создано более 100 типов самолётов и их модификаций.

Многоцелевой истребитель Су-35С
Многоцелевой истребитель Су-35С

Общее число серийно выпущенных самолётов превысило 12 тысяч единиц. Более 2500 машин экспортировано в 42 страны мира.

Экспериментальный перспективный палубный истребитель Су-47 «Беркут»
Экспериментальный перспективный палубный истребитель Су-47 «Беркут»

На самолётах марки «Су» установлено около семидесяти мировых рекордов.