Пассажирский самолёт Ту-154 официально прекратил эксплуатироваться в российских авиакомпаниях на регулярных маршрутах

Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики
Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики

Самый массовый среднемагистральный советский пассажирский самолёт Ту-154 официально прекратил эксплуатироваться в российских авиакомпаниях на регулярных маршрутах.

Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики
Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики

Последний коммерческий рейс с пассажирами он совершил 28 октября 2020 года из якутского города Мирного в Новосибирск. В прошлое уходит целая веха в истории гражданской авиации.

Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики
Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики

В общей сложности на воздушных трассах СССР и России Ту-154 служил около 50 лет. Для СССР в первую очередь — это главный самолёт реактивной эры, основной самолёт гражданской авиации, самый массовый магистральный самолёт. Тут невозможно преуменьшить его значимость в истории гражданской авиации.

Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики
Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики

Первый полёт самолёта Ту-154 состоялся 3 октября 1968 года, эксплуатация стартовала 9 февраля 1972 года. В общей сложности было произведено 1026 таких машин. Последний борт, использовавшийся на регулярных пассажирских рейсах, принадлежал авиакомпании «Алроса». Он был выпущен в 1992 году на авиазаводе в Самаре и долгое время эксплуатировался во флотах перевозчиков из Ирана, Белоруссии, Азербайджана и России.

Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики
Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики

Ту-154 оказался надёжным, неприхотливым для своего времени, с хорошими техническими характеристиками. К достоинствам самолёта относят его высокую скорость, комфортабельный пассажирский салон, кабину пилотов, удобную для своего времени простоту в эксплуатации и функциональность.

Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики
Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики

От более поздних самолётов гражданской авиации Ту-154 отличали три двигателя, расположенных в хвосте, тогда как у современных лайнеров их, как правило, не больше двух, и под крыльями.

Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики
Комплексная летающая лаборатория ТУ-154м с изменяемыми в полёте характеристиками динамики

Для своего времени первая схема была более актуальна, так как снижала шум в салоне. Однако прогресс на месте не стоит. К двухдвигательной схеме конструкторы пришли потому, что она и экономичнее, и безопаснее. В частности, у самолёта меньше риск свалиться в штопор.

Грузовой среднемагистральный самолёт Ту-204С
Грузовой среднемагистральный самолёт Ту-204С

Поэтому в 1990-е на смену Ту-154 должен был прийти Ту-204. Но не сложилось — по той простой причине, что развалился СССР.

Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21-300
Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21-300

За десятки лет изменились не только аэродинамические схемы, но и философия проектирования авиатехники, появились новые материалы. Поэтому в России было решено разработать принципиально новый самолёт — МС-21, выполняющий на данный момент тестовые полёты и сертификационные мероприятия.