Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии Московского метрополитена

Станция «Новокузнецкая» была открыта для пассажиров 20 ноября 1943 года в составе Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии Московского метрополитена
Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии Московского метрополитена

Станцию должны были открыть в начале года, но запуск остановили эскалаторы: их производили в Ленинграде, который в этот момент находился в кольце блокады. Производство механических лестниц передали московским предприятиям. Уже после войны, в 1946 году, проект станции получил Сталинскую премию 1-й степени.

Станция «Новокузнецкая» расположена в районе Замоскворечье на территории Центрального административного округа города Москвы.

Проектное название станции: «Клементовский переулок». Название станции первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая».

Станция «Новокузнецкая» находится на глубине 37,5 метра под землёй. Её оформление посвятили подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Барельефы на стенах станции — это фактические иллюстрации к знаменитой речи Иосифа Виссарионовича Сталина 7 ноября 1941 года — здесь представлены портреты Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, рельефы с изображением красноармейцев и краснофлотцев, рабочих, представителей интеллигенции, наконец, «победоносное знамя великого Ленина». Архитекторы, создавшие проект станции — супруги Н. Быкова и И. Таранов. Консультировал их Иван Владиславович Жолтовский.

Мемориальная доска посвящённая мозаикам и Владимиру Александровичу Фролову открыта 27 января 2013 года на станции «Новокузнецкая» Московского метрополитена
Мемориальная доска посвящённая мозаикам и Владимиру Александровичу Фролову открыта 27 января 2013 года на станции «Новокузнецкая» Московского метрополитена

Интересны мозаичные панно, расположенные на своде станционного зала. Эскизы панно изготовил Народный художник СССР Александр Александрович Дейнека, а собирал их художник Владимир Александрович Фролов в Ленинграде. Работа началась перед Великой Отечественной войной, а завершена была в блокадном городе в 1942 году. Больной, голодный, полуослепший, Владимир Александрович отказался от эвакуации, работал в промёрзшей мастерской и сумел закончить работу. Мозаики были вывезены на Большую землю баржей через Ладожское озеро под обстрелом немцев. Художник нашёл в себе силы дойти до пристани, проводить своё творение, а через несколько дней он умер… Мозаики предназначались для станции метро «Павелецкая», проект которой делали архитекторы Веснины. Из-за войны от строительства станции по проекту Весниных пришлось отказаться и тогда уже готовые мозаики установили на своде станции «Новокузнецкая».

Уникален и вестибюль станции «Новокузнецкая». Это первый в Москве вестибюль, который выполнили в форме ротонды с куполом и колоннами по периметру. Уже потом архитекторы сделали такую форму типовой и стали использовать на других станциях московской подземки.