КамАЗу — 45 лет

Автомобили КмАЗ на Трудовой аллее
Автомобили КамАЗ на Трудовой аллее

К XXV съезду КПСС все отрасли народного хозяйства, все предприятия должны были сделать какой-то важный подарок и доложить о великих свершениях. И один из самых значимых «подарков партии» сделали автостроители: 16 февраля 1976 года в Набережных Челнах собрали первый серийный автомобиль КамАЗ.

Автоцистерна пожарная АЦ-5,0-40 (КАМАЗ-43253)
Автоцистерна пожарная АЦ-5,0-40 (КамАЗ-43253)

Первоначально водители приняли незнакомую машину с осторожностью — впрочем, как любую новинку. Но вскоре выносливый, надёжный, удобный, комфортабельный по меркам тех лет грузовик полюбили.

Пожарная автоцистерна АЦ-3,2-40/4 на шасси КАМАЗа
Пожарная автоцистерна АЦ-3,2-40/4 на шасси КАМАЗа

История создания автомобиля КамАЗ — это победы и поражения, бесчисленное множество расчётов, чертежей и испытаний. Всего над созданием перспективного семейства грузовиков работало около 150 человек на московском заводе ЗИЛ. В 1975 году всю документацию из Москвы передали в Набережные Челны. Так решили в правительстве.

Аэродромный пожарный автомобиль АА-8.0-60 на базе КамАЗ-43118
Аэродромный пожарный автомобиль АА-8.0-60 на базе КамАЗ-43118

А имя «КамАЗ» на передней части кабины впервые появилось в 1970 году, когда опытные образцы выставили на ВДНХ. Поставить на машинах новую марку предложил (по легенде) сам председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. Без затей сделали пять отдельных букв, которые в итоге перешли и на серийные автомобили.

О месте для строительства нового автогиганта объявили в 1969 году: в августе ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление №674 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Небольшой городок на Каме — Набережные Челны — был выбран не случайно. Специалисты изучили более 70 различных вариантов площадок для размещения завода. К тому времени решили создать мощный автомобилестроительный кластер в Поволжье, где уже работал ГАЗ (и целый ряд производителей компонентов), строился ВАЗ.

У Набережных Челнов были серьёзные преимущества: кроме отличной логистики (река, железные и автодороги), в регионе работала одна из самых крупных строительных компаний «КамГЭСэнергострой», которая уже построила вблизи гидроэлектростанцию мощностью более 1,5 млн кВт⋅ч. Значит, есть и опытные строители, и электроэнергия! Объём будущего производства автозавода определили в 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей в год. 26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности СССР Александр Михайлович Тарасов подписал приказ о том, что новое предприятие будет называться Камским автозаводом, а уже 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков приступил к работе на площадке первого объекта КамАЗа.

Автомобиль КамАЗ-43253 в ЦПКиО им. М. Горького
Автомобиль КамАЗ-43253 в ЦПКиО им. М. Горького

На ударную комсомольскую стройку ехали специалисты и рабочие разных специальностей со всех концов страны.

Автомобиль КмАЗ-43253 в ЦПКиО им. М. Горького
Автомобиль КмАЗ-43253 в ЦПКиО им. М. Горького

Ещё бы, тут не только хорошо платили, но ещё и довольно быстро давали квартиры! Это было необычно для Советского Союза: параллельно (а то и с опережением) со строительством заводских цехов возводили и жилые кварталы нового города. Заказы по строительству завода выполняли более 2000 разных предприятий Советского Союза. Каждый день на строительные площадки выходили больше ста тысяч человек. Будущий завод обеспечивался самым передовым и технологичным оборудованием не только отечественного, но и зарубежного производства. В его оснащении приняли участие свыше 700 иностранных фирм, среди которых такие корпорации, как Tata, Hitachi и другие. Оборудование для производства коробок передач закупили у западногерманской корпорации Liebherr, завод по производству двигателей построили по проекту французской Renault. Благодаря беспрецедентным объёмам финансирования работы велись самыми высокими темпами. Осенью 1970 года уложили первые кубометры бетона в фундамент ремонтно-инструментального завода, а уже в 1973 году корпуса практически всех объектов первой очереди КамАЗа были готовы.

Первый автомобиль из Набережных Челнов — бортовой 8-тонный КамАЗ-5320 — сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. Конечно же, реально серийное производство удалось наладить только через несколько месяцев, но объёмы производства росли рекордными темпами. Уже через три года, летом 1979-го, преодолели рубеж в 100 тысяч выпущенных грузовиков.

Автомобиль техпомощи на шасси КАМАЗа
Автомобиль техпомощи на шасси КАМАЗа

А вскоре завод стал лидером среди мировых производителей грузовых автомобилей: выпуск составлял более 100 тысяч грузовиков ежегодно. В Челнах собирали самосвалы, седельные тягачи, бортовые грузовики для народного хозяйства и армии. Автомобили поставлялись в десятки стран мира.

Автомобиль техпомощи на шасси КАМАЗа
Автомобиль техпомощи на шасси КАМАЗа

В августе 1990 года производственное объединение «КамАЗ» преобразовали в акционерное общество. Начиналась новая эпоха. Переход к рынку дался крупнейшему российскому производителю грузовиков нелегко. Мало того, что упал спрос на продукцию автозавода (оказалось, что в рыночных условиях продавать 100 тысяч грузовиков некому), да ещё и на нашем рынке появились конкуренты — продавцы импортной техники (и новой, и подержанной). Начались проблемы со сбытом, с поставкой комплектующих. Огромные мощности фактически простаивали, финансовое состояние предприятия резко ухудшилось. Картину ещё больше усугубил пожар, случившийся в апреле 1993 года на заводе двигателей КамАЗа. Что бы ни было причиной тому, но моторный завод оказался полностью уничтоженным. Благодаря поддержке российского и республиканского правительств производство моторов удалось восстановить уже через полгода — в декабре 1993 года. В те годы руководство предприятия «крутилось, как могло»: надо же было как-то выживать.

Пожарная автоцистерна АЦ-3,2-50/4 на шасси КАМАЗа
Пожарная автоцистерна АЦ-3,2-50/4 на шасси КАМАЗа

Для правительства Татарстана спасение (а затем и вывод на безубыточность) автозавода стало делом чести. И вопрос даже не столько в рабочих местах (а КамАЗ так или иначе обеспечивает работой сотни тысяч человек), но и в том, что предприятие стало в какой-то мере символом республики (вместе с «Татнефтью» и ещё несколькими компаниями). Причём символами процветающей даже в сложные времена республики! Для этого предприятию предоставляли различные льготы, кредиты. Но и требовали: ищите своё место в новом мире!

С конца 80-х годов прошлого века на КамАЗе выпускали не только грузовики, но и легковые малолитражки ВАЗ-1111 «Ока» (до 2006 года, пока не ужесточились экологические требования). Начало 2000-х годов ознаменовалось созданием многочисленных совместных предприятий с ведущими зарубежными компаниями (ZF, Cummins, Knorr-Bremse, Federal Mogul, Daimler) по выпуску трансмиссий, дизельных двигателей, тормозных систем, деталей поршневой группы и т.д., а также сборке грузовиков Fuso.

На Кольцевой дороге ВДНХ
На Кольцевой дороге ВДНХ

А в декабре 2008 года концерн Daimler AG (торговая марка Mercedes) приобрёл 10% акций КамАЗа (сейчас уже 15%). Несколько лет назад по соглашению с Daimler Trucks КамАЗ получил технологию производства современных кабин Axor для установки на грузовики нового поколения.

Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40/4 на шасси КАМАЗ-43253
Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40/4 на шасси КАМАЗ-43253

Ныне в состав ПАО «КамАЗ» входит 13 подразделений, 110 предприятий в России и странах СНГ.

Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40/4 на шасси КАМАЗ-43253
Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40/4 на шасси КАМАЗ-43253

В группе работают около тридцати шести тысяч человек. Сегодня КамАЗ выпускает широкий ассортимент грузовиков: самосвалов, бортовых автомобилей, седельных тягачей, различную специальную технику (автокраны, снегоочистители, мусоровозы и т.д.), полуприцепы и автобусы.

Автомобили КАМАЗ на АЗС Роснефть (п. Благовещенка, Алтайский край)
Автомобили КАМАЗ на АЗС Роснефть (п. Благовещенка, Алтайский край)

На новом заводе, построенном совместно с компанией Daimler AG, стартовало серийное производство кабин поколения К5. Предприятие стало первой отечественной компанией, которое освоило серийное производство электробусов КамАЗ-6282, которые можно заряжать от станции ультрабыстрой подзарядки. Только в столице России на маршрутах работают уже больше 300 таких машин. А в ближайшее время КамАЗ планирует начать поставки пассажирских электробусов в Европу (необходимую для этого сертификацию компания рассчитывает пройти в 2021 году). И это ещё не всё: совместно с Петербургским политехническим университетом идёт разработка универсальной модульной платформы, на которой планируется выпуск целой линейки коммерческих и пассажирских электромобилей. Ещё одно из перспективных направлений — создание и внедрение транспорта, работающего на водородном топливе. Специалисты КамАЗа уже в этом году приступают к разработке водородных грузового автомобиля и автобуса.

На улице Фомичёвой
На улице Фомичёвой

И вообще, КамАЗ давно стал «народной маркой». В России вообще часто любой большой грузовик называют «камазом». Автомобиль стал полноценным героем фильмов (например, популярный сериал «Дальнобойщики») и песен. Песня группы «Джин-тоник» так и называется — «Водитель КамАЗа».

На улице Фомичёвой
На улице Фомичёвой

Сегодня основные акционеры ПАО «КамАЗ» — корпорация «Ростех» (49,9% акций), компания Avtoinvest Limited (23,54% акций), компания Daimler (15% акций). 11% акций находятся в свободном обращении.

Автокран на базе автомобильного шасси КАМАЗ. Строительство конечной станции городского пассажирского транспорта в 4 микрорайоне посёлка Северный
Автокран на базе автомобильного шасси КАМАЗ. Строительство конечной станции городского пассажирского транспорта в 4 микрорайоне посёлка Северный

За сорок пять лет (если считать с момента выпуска первого автомобиля) Камский автозавод выпустил больше 2,3 млн автомобилей и порядка 2,9 млн двигателей. Каждый третий грузовик полной массой 14-40 тонн на дорогах России и стран СНГ — это КамАЗ. Машины из Набережных Челнов работают более чем в 80 странах мира.

На Алтуфьевском шоссе
На Алтуфьевском шоссе

Завод пережил разные, в том числе и очень тяжёлые (особенно после пожара на заводе двигателей), времена, но сегодня это вполне себе преуспевающее, мощное современное предприятие, где создали (и ещё создадут!) множество новых моделей самой разной техники.

Российский гоночный автомобиль команды «КАМАЗ-мастер»
Российский гоночный автомобиль команды «КАМАЗ-мастер»

Спортивная команда «КамАЗ-Мастер» была основана в 1988 году для участия в соревнованиях по ралли.

Российский гоночный автомобиль команды «КАМАЗ-мастер»
Российский гоночный автомобиль команды «КАМАЗ-мастер»

С тех пор команда, выступающая на специально модернизированных грузовиках, восемнадцать раз побеждала на ралли «Дакар».

Российский гоночный автомобиль команды «КАМАЗ-мастер»
Российский гоночный автомобиль команды «КАМАЗ-мастер»

Кроме того, «КамАЗ-мастер» — восьмикратный победитель международного ралли «Шелковый путь», бессменный лидер чемпионатов России по ралли-рейдам.