Служба горючего российской армии отмечает 85-й день рождения

Заправщик на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА применялся в танковых частях
Заправщик на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА применялся в танковых частях

17 февраля служба горючего российской армии отмечает 85-й день рождения.

Служба горючего Вооружённых Сил Российской Федерации — это одна из основных служб в системе материально-технического обеспечения российской армии, которая на современном этапе своего развития достойно решает все задачи по обеспечению войск и сил флота при любом развитии обстановки.

Служба горючего является одной из самых молодых в системе материально-технического обеспечения войск (сил). В 1936 году, когда массовая моторизация Красной Армии и перевод энергетических установок кораблей флота на мазут привели к резкому увеличению расхода нефтепродуктов, потребовался системный профессиональный подход к организации обеспечения горючим армии и флота. Для этого был нужен центральный орган управления в составе Наркомата обороны. 17 февраля 1936 года приказом Народного комиссара обороны Союза ССР № 024 было создано Управление снабжения горючим РККА с отделами в военных округах, что положило начало славной истории службы горючего, специалисты которой на протяжении всего этого времени неизменно демонстрируют верность Отчизне, мужество и самоотверженность.

Деятельность службы горючего неразрывно связана с боевой летописью армии и флота, героизмом воинов в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, доблестью и отвагой офицеров и солдат, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах.

В течение пяти лет, отведённых историей до начала Великой Оте­чественной войны, служба горючего концептуально сформировалась организационно в центре, военных округах (на флотах) и войсках, были определены основные направления деятельности, формировалась материально-техническая база. В предвоенный период было разработано около 70 образцов технических средств службы горючего.

Великая Отечественная вой­на явилась для молодой службы горючего, как и для Красной Армии, флота и страны в целом, тяжелейшим испытанием. Масштаб и сложность практических задач, которые решала служба горючего в Великую Отечественную, можно оценить по тому, как было организовано обеспечение горючим войск Ленинградского фронта и блокадного Ленинграда в 1942 году. По дну Ладожского озера в кратчайшие сроки был проложен трубопровод. По нему для войск Ленинградского фронта, Балтийского флота и нужд Ленинграда было подано 47,4 тысячи тонн нефтепродуктов.

Заправщик на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА применялся в танковых частях
Заправщик на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА применялся в танковых частях

В целом служба достойно выполнила задачи обеспечения Красной Армии го­рючим.

Заправщик на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА применялся в танковых частях
Заправщик на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА применялся в танковых частях

Войскам было подано для расхода 16,3 млн тонн горюче-смазочных материалов, обеспечены действия в 58 стратегических операциях групп фронтов.

Заправщик на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА применялся в танковых частях
Заправщик на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА применялся в танковых частях

В основных операциях Великой Оте­чественной войны расход горючего составлял от 150 до 300 тысяч тонн.

Развитие службы горючего в послевоенный период осуществлялось в условиях интенсивного развития состава и структуры Вооружённых Сил, быстрого роста их технической оснащённости. В составе Тыла Вооружённых Сил появились трубопроводные соединения и воинские части. Их силами возможно было проложить полевые магистральные трубопроводы для подачи горючего войскам общей протяжённостью 16,7 тысяч километров. Количество стационарных складов горючего увеличилось в 2,5 раза, а их вместимость в 12 раз, достигнув 10,2 млн тонн. Многие базы и склады строились защищёнными, в том числе в соляных выработках.

Во время исполнения интернационального долга в Афганистане советскими войсками служба горючего в очередной раз подтвердила способность гарантированно обеспечивать боевые действия войск в различных условиях обстановки. Главными артериями, по которым войскам 40-й армии подавалось горючее, стали две трубопроводные системы общей протяжённостью более 1200 километров, развёрнутые от границы Советского Союза в глубь Афганистана: Хайратон — Баграм (восточное направление) и Тарагунди — Шинданд (западное направление). За 9 лет на территорию Афганистана из СССР было подано более 6,8 млн тонн горючего, в том числе по полевым магистральным трубопроводам 5,4 млн тонн (80 процентов).

Автотопливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501
Автотопливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501

В настоящее время служба горючего продолжает системно развиваться по всем направлениям деятельности. В интересах гарантированного обеспечения войск (сил) созданы части и подразделения постоянной готовности, способные в короткие сроки выдвинуться в районы выполнения задач и обеспечить соединения и воинские части горючим. Только один отдельный трубопроводный батальон в течение пяти суток способен развернуть линию полевого магистрального трубопровода длиной 150 километров и подать в назначенный район ежесуточно до 1000 тонн горючего.

Массовая заправка техники войск на маршрутах выдвижения производится силами отдельных рот, оснащённых современными автотопливозаправщиками с десятью точками выдачи. Заправка осуществляется без нарушения построения войсковых колонн в минимальное время.

Гидрантный диспенсер HD на шасси MAN TGL 8.180
Гидрантный диспенсер HD на шасси MAN TGL 8.180

Заправку авиации ВКС топливом на аэродромах Минобороны производят специализированные гражданские организации на современных топливозаправочных комплексах (ТЗК), обеспечивающих нормативный технологический процесс заправки и качество горючего.

Гидрантный диспенсер HD на шасси MAN TGL 8.180
Гидрантный диспенсер HD на шасси MAN TGL 8.180

Совместно с нефтяными компаниями проводится работа по расширению сети аэродромов, где услуга по заправке топливом «в крыло» оказывается специализированными организациями.

Гидрантный диспенсер HD на шасси MAN TGL 8.180
Гидрантный диспенсер HD на шасси MAN TGL 8.180

С 2015 года на аэродромах построено и введено в эксплуатацию 13 ТЗК, в текущем году начинается строительство ещё шести.

В составе центров материально-технического обеспечения военных округов (флотов) имеются лаборатории горючего, аккредитованные в соответствии с современными требованиями для выполнения полного спектра мероприятий по обеспечению контроля качества нефтепродуктов на уровне, соответствующем государственным требованиям и стандартам.

Специализированными ремонтными мастерскими и ремонтными отделениями проводится восстановление технических средств службы горючего. Только в прошлом году ими было восстановлено и возвращено в строй более 1,5 тысяч единиц автомобильных средств заправки и транспортирования горючего. Причём ремонтные работы проводятся как в мастерских, так и непосредственно в местах их эксплуатации и хранения штатными выездными ремонтными бригадами.

Все склады и базы ракетного топлива и горючего военных округов и флотов ежедневно выполняют функции по хранению и выдаче войскам и силам нефтепродуктов. Ежегодно проводится работа по обследованию и ремонту технологического оборудования и стационарной резервуарной ёмкости в рамках заключаемых государственных контрактов.

Автотопливомаслозаправщик АТМЗ-7-65224
Автотопливомаслозаправщик АТМЗ-7-65224

В рамках развития технического оснащения службы горючего ведётся постоянная работа по созданию и принятию на снабжение новых образцов технических средств службы горючего, удовлетворяющих новым требованиям обеспечения войск (сил) в современных условиях.

Автомобильная цистерна для горючего АЦ-14-63501
Автомобильная цистерна для горючего АЦ-14-63501

Успешно выдержала государственные испытания и была принята на снабжение автоцистерна для горючего АЦ-14-63501, предназначенная для комплектования бригад материально-технического обеспечения оперативно-стратегических командований, а также отдельных батальонов материального обеспечения танковых и мотострелковых дивизий. Основное предназначение автоцистерны — транспортирование и кратковременное хранение горючего, кроме того, её возможности позволяют осуществлять заправку военной техники через четыре точки заправки с общей производительностью 600 л/мин.

Автомобильная цистерна для горючего АЦ-14-63501
Автомобильная цистерна для горючего АЦ-14-63501

В конструкции автоцистерны впервые применено специальное противопульное самозатягивающееся покрытие, выдерживающее прямое попадание пули из автомата Калашникова.

Автотопливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501
Автотопливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501

На снабжение принят автотопливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501 с объёмом цистерны 12 куб. м, предназначенный для оснащения отдельных рот заправки горючим бригад материально-технического обеспечения.

Автотопливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501
Автотопливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501

Новый топливозаправщик позволяет организовывать заправку автобронетанковой техники на маршрутах выдвижения войск, в районах массовой заправки техники, заправляя до 10 единиц техники одновременно.

Автотопливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501
Автотопливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501

Автотопливозаправщик массовой выдачи АТЗ-12-10-63501 разработан с таким расчётом, что при работе в паре с автоцистерной АЦ-14-63501 дозаправка танковой роты в районе массовой заправки техники займёт всего десять минут.

Метрологический комплекс МК ГСМ
Метрологический комплекс МК ГСМ

Нельзя не упомянуть и о работе по созданию автоматизированной системы контроля наличия, движения и расходования горючего. Эта информационно-измерительная система позволит оперативно в автоматическом режиме передавать по каналам связи данные о наличии, движении и расходовании горючего от образцов вооружения, автомобильной техники, технических средств службы горючего, объектов службы горючего до органов военного управления всех звеньев, вплоть до центра.

Метрологический комплекс МК ГСМ
Метрологический комплекс МК ГСМ

Это даст возможность должностным лицам Министерства обороны на разных уровнях управления не только иметь информацию о наличии и движении горючего в интересующей воинской части (корабле), соединении, объединении, но и оперативно на её основе принимать соответствующие управленческие решения. Автоматизация потоков информации и отсутствие временных затрат на запрос необходимых исходных данных позволит значительно сократить время, необходимое командирам всех степеней на подготовку выводов из оценки обстановки и принятие обоснованного решения. Кроме того, внедрение такой системы позволит вывести систему материального учёта и контроля наличия материальных средств службы горючего на качественно новый уровень.

В интересах Воздушно-космических сил принят на снабжение аэродромный автотопливозаправщик АТЗ-10-53501 взамен целой линейки автомобильных аэродромных средств заправки и транспортирования горючего советского производства. Кроме того, в последние годы приняты в эксплуатацию быстромонтируемые резервуары Р-50к контейнерного типа объёмом 50 куб. м, новейший насосно-фильтрационный модуль АФТ-120, насосный агрегат АФТ-60, универсальная химико-аналитическая лаборатория горючего ХАЛ-М.

Гидрантный диспенсер HD на шасси MAN TGL 8.180
Гидрантный диспенсер HD на шасси MAN TGL 8.180

Создаваемая инфраструктура позволяет осуществлять заправку летательных аппаратов топливом без применения автомобильных средств заправки, что значительно сокращает её временные показатели и эксплуатационные расходы, а наличие в составе авиационного склада горючего перспективной химико-аналитической лаборатории в модульном исполнении ХАЛ-М обеспечивает осуществление контроля качества горючего по всем показателям в объёме складского анализа.

Самолёт-топливозаправщик Ил-78М-90А
Самолёт-топливозаправщик Ил-78М-90А

В 2021 году продолжается выполнение комплекса мероприятий по испытаниям перспективных технических средств службы горючего, разрабатываемых в интересах ВКС. Разработка аэродромного автотопливозаправщика АТЗ-20-6560 на базе автомобиля КамАЗ-6560 повышенной проходимости с колёсной формулой 8×8 и цистерной для горючего объёмом 20 куб. м направлена на обновление парка имеющихся, устаревших и выработавших установленный ресурс аэродромных автотопливозаправщиков ТЗ-22. Несомненным преимуществом нового АТЗ-20-6560 перед имеющимися штатными средствами является наличие устройства дозированного введения противоводокристаллизационной жидкости в поток топлива, что ранее не было реализовано ни на одном из принятых на снабжение топливозаправщиков. Ещё одна актуальная задача по обновлению парка технических средств службы горючего — это создание универсального заправщика специальными жидкостями ЗСЖУ на шасси УРАЛ-43206, который заменит устаревшие заправщики специальными жидкостями ЗСЖ-66 и А-2111, а также водоспиртозаправщик ВСЗ-66. Новый образец позволит решать весь спектр задач по заправке воздушных судов специальными жидкостями с привлечением всего одного технического средства.

Автотопливомаслозаправщик АТМЗ-7-65224
Автотопливомаслозаправщик АТМЗ-7-65224

В интересах Военно-морского флота приняты на снабжение новейший автотопливомаслозаправщик АТМЗ-7-65224 и комплект беспричальной заправки топливом кораблей БЗКР-100Э.

Автотопливомаслозаправщик АТМЗ-7-65224
Автотопливомаслозаправщик АТМЗ-7-65224

Применение автотопливомаслозаправщика АТМЗ-7-65224 в паре с комплектом БЗКР-100Э позволяет решать задачи по организации заправки малых кораблей в условиях необорудованного побережья, что значительно повышает их автономность и спектр применения.