5 апреля 1953 года открылись станции «Киевская», «Арбатская» и «Смоленская» Арбатско-Покровской линии

5 апреля 1953 года открылись станции «Киевская», «Арбатская» и «Смоленская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, о чём писала газета «Вечерняя Москва» того времени.

Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена
Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

Номер газеты «Вечерняя Москва» вышел на следующий день после запуска станций — в понедельник 6 апреля 1953 года. В статье «Арбатский радиус» «Вечёрка» подробно рассказала про оформление станций и рост метрополитена в целом.

— Вчера в эксплуатацию введена ещё одна линия метро — новый Арбатский радиус, — писала в 1953 году «Вечерняя Москва». — Эта трасса проходит от площади Революции, под Арбатской и Смоленской площадями, к Киевскому вокзалу. Три новых станции — «Арбатская», «Смоленская», «Киевская» являются замечательным вкладом в реконструкцию Москвы.

Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена
Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

«Арбатская» стала одной из крупнейших станций в Московском метрополитене.

Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена
Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

Центральный зал станции «Арбатская» протянулся почти на четверть километра.

Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена
Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

Один вестибюль станции выходил на Арбатскую площадь, а другой встроен в здание Библиотеки имени Ленина.

Пассажиры на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, проект которой создал архитектор Леонид Поляков
Пассажиры на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, проект которой создал архитектор Леонид Поляков

— Проект станции разработан действительным членом Академии архитектуры СССР лауреатом Сталинской премии Леонидом Поляковым и архитектором Валентином Пелевиным в стиле лучших традиций русского народного зодчества, — писала «Вечёрка».

Другие две станции также были богато оформлены. «Смоленскую» спроектировал член-корреспондент Академии архитектуры СССР лауреат Сталинской премии Игорь Рожин.

Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена
Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

А «Киевская» была создана по проекту молодых архитекторов, недавних выпускников Московского архитектурного института.

Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена
Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

В облике этих станций отражены идеи воинской доблести русского народа и дружбы народов страны.

Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена
Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

— Проходя по залам этих станций, залитых ярким сиянием люстр и украшенных зеркально отполированным мрамором, проезжая в поезде по светлым перегонам, трудно себе представить, что всего лишь год назад здесь лежали нетронутыми напластования грунтов и ледяные потоки воды обрушивались на людей, прокладывающих тоннели, — писала «Вечёрка».

В 1952 году на станции Московского метрополитена «Смоленская» действительно ещё только собирали первые кольца тюбингов. Работы тогда проводили в сложнейших гидрогеологических условиях, под давлением больших потоков воды.

Метро со дня открытия в 1935 году и до момента выхода статьи в 1953 году выросло не только в количестве станций, но и в качественном отношении. Улучшились конструктивные решения. А Московский метрополитен перевозил до двух миллионов пассажиров в день.

Когда создавали наземный вестибюль «Арбатской», на центральной стене эскалаторного зала установили огромный мозаичный портрет Иосифа Виссарионовича Сталина. Глава коммунистической партии Советского Союза умер ровно за месяц до открытия станции.

Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена
Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

В апреле 1953 года пассажирам Московского метрополитена были доступны 42 станции и 49 вестибюлей.