40 лет назад в Ростове начали выпускать пушечную версию вертолёта Ми-24П

Транспортно-боевой вертолёт Ми-24П
Транспортно-боевой вертолёт Ми-24П

10 апреля 1981 года в Ростове-на-Дону начался серийный выпуск боевого вертолёта Ми-24П с двуствольным 30-мм орудием ГШ-30К. Подобные пушки устанавливались на самолётах-штурмовиках Су-25.

Из-за большого веса и сильной отдачи осуществить подвижную установку орудия не представилось возможным, и орудие укрепили неподвижно вдоль правого борта носовой части фюзеляжа. Конструкторам пришлось решить проблему совместимости орудия и авиационных приборов, так как при стрельбе из-за сильной отдачи техника выходила из строя.

«Ми-24П продемонстрировал целесообразность оснащения вертолёта пушечным вооружением, но неподвижность орудия ограничила эффективность его применения», — написал в своём исследовании Вадим Михеев.

Транспортно-боевой вертолёт Ми-24П
Транспортно-боевой вертолёт Ми-24П

В тоже время мощь 30-мм пушки ГШ-30К оказалась избыточной — для выполнения ряда операций вполне достаточно было орудий калибра 23-мм. Поэтому в 1985 году начались государственные испытания вертолёта с пушкой меньшего калибра. На вертолёте Ми-24ВП вместо носовой пулемётной установки разместили подвижную двуствольную автоматическую пушку ГШ-23Л.

Модификации Ми-24П и Ми-24ВП с успехом применялись в Афганистане, а также Африке.

Всего ростовчане выпустили 87 таких машин. За рубеж «пушечная» модификация поставлялась под обозначением Ми-35П.